Connecting Europe Express: необходимо большее внимание к организации железнодорожного сообщения с европейскими портами

Железнодорожное сообщение с европейскими портами должно быть в приоритете.

Взаимозависимость европейских портов и железнодорожных грузовых перевозок была одной из тем для обсуждения в Connecting Europe Express. В Европе значительная часть грузовых железнодорожных перевозок проходит через морские порты, однако распределение железнодорожных сообщений с внутренними регионами сильно различается. По мнению политиков ЕС, от улучшения этих связей выиграют все.

Большинство европейских портов расположены близко к городским узлам с высокой нагрузкой на дорожную сеть, что делает необходимость более широкого использования железнодорожных грузовых перевозок необходимым выбором. И наоборот, значительная часть грузов, проходящих через порт, требуют доставки железнодорожным транспортом.

По случаю прибытия Connecting Europe Express в Роттердам и Антверпен на этой неделе Европейская организация морских портов (ESPO), Европейское управление железнодорожной инфраструктуры (EIM), Европейская ассоциация железнодорожных грузовых перевозок (ERFA) и Сообщество европейских железных дорог и инфраструктуры (CER) в совокупности требует большего внимания к организации железнодорожного сообщения с европейскими портами.

Подключения к портам – очень хороший пример того, как можно улучшить сеть. Не только в крупные, но и в более мелкие порты, – сказал Геральд Руйтерс, директор DG MOVE Европейской комиссии, ответственный за инвестиции, инновационный и устойчивый транспорт, выступая на конференции в поезде.

Нидерланды имеют явное преимущество со своими портами. Поэтому я надеюсь, что интермодальные перевозки лежат в основе транспортной политики Нидерландов. Голландцы являются экспертами в логистике, и у них есть возможность сочетать автомобильный, железнодорожный и морской транспорт, – подчеркнул также Кристиан Шмидт, директор по наземным перевозкам DG MOVE.

В некоторых морских портах до 50% грузопотоков охватывает железнодорожный транспорт, в то время как другие порты имеют гораздо меньшую долю железнодорожных перевозок во внутренних перевозках. Если взять в качестве примера Роттердам и Антверпен, голландский порт имеет долю железных дорог 10%, а порт Антверпена даже 7%.

Connecting Europe Express: необходимо большее внимание к организации железнодорожного сообщения с европейскими портами 1
Port of Hamburg

Организации ЕС заявили, что улучшение железнодорожного сообщения в более широком масштабе, как с точки зрения инфраструктуры, так и с точки зрения операций, имеет решающее значение для увеличения доли грузов, перевозимых по железной дороге. Программа Connecting Europe Facility II должна, в частности, способствовать реализации железнодорожных проектов, которые улучшают сообщение с морскими портами Европы и из них, поскольку улучшенное сообщение приведет к прямому повышению эффективности для значительной части железнодорожных грузовых перевозок.

Моника Хейминг, исполнительный директор EIM, прокомментировала: «Управляющие инфраструктурой рассматривают возможность соединения железных дорог с портами как важный инструмент для создания столь необходимого перехода грузовых перевозок в ответ на амбициозную экологическую политику Европейской комиссии. Поэтому очень приветствуются возможности финансирования стратегических инвестиций в железнодорожно-портовые проекты в рамках нового механизма Connecting Europe Facility II. Управляющие инфраструктурой будут продолжать улучшать координацию между железными дорогами и портами со всеми заинтересованными сторонами».

Изабель Рикбост, генеральный секретарь ESPO, заявила: «Улучшение последней мили должно быть первоочередной задачей для доставки большего количества грузов по железной дороге с точки зрения функциональной совместимости, обмена данными, операций и инфраструктуры. В Европе мы видим большое разнообразие систем управления железнодорожным транспортом в европейских портах. Нам нужны равные условия и равный доступ к государственному финансированию для необходимых инвестиций в инфраструктуру, независимо от того, отвечает ли за железнодорожную инфраструктуру внутри порта управляющий орган порта или национальный управляющий железнодорожной инфраструктурой».

По словам Гилберта Бала, ответственного за грузовые железнодорожные перевозки в порту Роттердама, сейчас железная дорога набирает обороты. «Большинство клиентов выбирают железнодорожный транспорт». С тех пор, как я начал работать на этой должности 2 года назад, в наше портфолио было добавлено 77 маршрутов туда и обратно», – сказал он, когда Connecting Europe Express переместился из Роттердама в Антверпен. Когда его спросили, в каком смысле инфраструктура может быть усовершенствована, он указал на качество путей и возможность пропускать более длинные поезда.

Также в поезде находился Фердинанд ван ден Увер, генеральный директор порта Мурдейк, порта, который сильно зависит от железных дорог. «Мы пытаемся позиционировать себя между двумя гигантами (Роттердам и Антверпен), и при этом железнодорожные грузовые перевозки в сочетании с короткими морскими сообщениями являются ключом к выживанию», – отметил он. Порт хочет вырасти с 60-70 поездов в неделю до примерно 100. Позже в этом году у него будет введено еще 3 пути по 740 метров каждый, чтобы пропускать более длинные поезда, что является ключевым событием для увеличения объемов на железной дороге.

Конор Фейган, генеральный секретарь ERFA, прокомментировал: «Чтобы железнодорожные перевозки стали более привлекательными для конечных пользователей, предприятия, занимающиеся железнодорожными грузовыми перевозками, должны иметь доступ к достаточному количеству и качеству мощностей. Таким образом, порты, являющиеся ключевыми воротами для грузовых перевозок, должны располагать инфраструктурой, способствующей развитию».