Рига – гавань цифровая

SIA Rīgas Universālais termināls (RUT) – первый из терминалов Рижского Свободного порта, который в рамках пилотного проекта перевел весь документооборот по автомобильным перевозкам насыпных грузов в цифровой формат. Кроме того, въезд грузового автотранспорта, а также его обслуживание на территории терминала полностью автоматизированы.

  • Рижский Свободный порт – крупнейший в Латвии и второй по величине в странах Балтии. Услуги здесь предоставляют около 200 частных компаний, в том числе 36 грузовых терминалов. В бизнес-кластере гавани работают более 4 тысяч человек.

Единая онлайн-система

В Рижском Свободном порту планируют оцифровать документооборот, связанный с перевозкой грузов, и автоматизировать контроль их оборота.

– Мы в начале долгого пути. Пилотный проект в SIA Rīgas Universālais termināls позволит протестировать и оценить влияние автоматизированной автономной системы допуска к бизнес-процессам на терминалах, – отмечает председатель правления Рижского Свободного порта Виестурс Зепс. – Экономические и конкурентные преимущества для нас очевидны. Кроме того, пандемия COVID-19 показала, что бесконтактные решения не только более эффективны, но и намного безопаснее. В дальнейших планах – внедрение новой системы на всей территории.

В свою очередь исполнительный директор SIA Rīgas Universālais termināls Янис Касалис поясняет:

– Внедрение на терминале автоматизированной системы позволяет почти в три раза сократить время обслуживания одного грузовика: вместо прежних 45 минут транспортное средство находится в порту всего четверть часа. Мы значительно увеличили скорость перемещения грузов, при этом обеспечивая точность, прозрачность и контроль процессов. Выгода очевидна, поэтому наша компания поставила перед собой цель в течение пяти лет полностью автоматизировать и оцифровать все операции по обработке грузов, в том числе железнодорожных.

В единой автоматизированной автономной онлайн-системе порта введенные грузоотправителем данные могут использоваться всеми участвующими в логистической цепочке сторонами. Цифровые информационные знаки, детекторы для считывания номеров автомобилей и контейнеров, весовой контроль осевых нагрузок, биометрические системы доступа, порталы самообслуживания и другие современные технологии на пропускных пунктах и портовых предприятиях позволят полностью автоматизировать процессы взвешивания, обработки данных о грузе, его доставки на нужный склад, а также проход/въезд на территорию.

– Система представляет собой широкую сеть информационного обмена, в которой, помимо управления Рижского Свободного порта и портовых компаний, подразумевается участие других учреждений и организаций, – подчеркивает Виестурс Зепс. – В настоящее время создана совместная рабочая группа с участием представителей таможенного управления, пограничной, продовольственной и ветеринарной служб, Латвийской морской администрации, Латвийских железных дорог и других взаимодействующих в логистической цепочке грузовых перевозок структур для определения общих требований, удовлетворяющих все вовлеченные стороны.

  • Оцифрованный документооборот и автоматизация логистических процессов в Рижском Свободном порту не только увеличат скорость, повысят безопасность и обеспечат контроль обработки грузов. Это сократит время простоя автотранспорта, уменьшит заторы и связанные с ними выбросы выхлопных газов, учитывая, что ежегодно на территорию заезжает более полумиллиона грузовиков и десятки тысяч железнодорожных вагонов.

Малый флот – в оборот

Несмотря на то что для морских перевозок чаще используются крупногабаритные лайнеры большой грузоподъемности, в Рижском Свободном порту успешно развивают и терминалы, специализирующиеся на обслуживании малых судов. Один из них находится в ведении компании Extron Baltic, которая обрабатывает 98% всех генеральных грузов металлопродукции, а также занимается древесиной и зерновыми (фасоль, горох, льняное семя).

– С точки зрения организации работы наше преимущество – в эффективном обслуживании нескольких малых судов вместо одного большого. Кроме того, основная часть переваливаемых у нас грузов поставляется в регионы Балтийского моря, где нет необходимости в крупных кораблях, – объясняет председатель правления Extron Baltic Валдис Андерсонс.

Компания построила на территории терминала перегрузочный комплекс, который соединен с причалом конвейерной линией. Такая система позволяет эффективно перегружать зерно в трюмы со склада или из железнодорожных вагонов.

Extron Baltic предоставляет также услуги по перевалке лесоматериалов и импрегнированию древесины, используя для этого две специальные автоклавные камеры. Большая часть необработанных пиломатериалов поступает из Беларуси. Затем на терминале производят их глубокую пропитку, а далее – погрузка на судно и доставка адресатам.

Руководство Рижского Свободного порта изыскивает способы решения проблемы оттока грузов. В частности, надежда на район Спилве площадью 9,6 тысячи квадратных километров, который находится между рекой Даугава и железнодорожной веткой Засулаукс – Болдерая. По мнению председателя правления порта Виестурса Зепса, эта территория перспективна для инвесторов, позволит привлечь новые типы грузов, расширить кластеры портовых услуг и работать в синергии с уже имеющимися.

  • В валовой внутренний продукт Латвии каждая тонна переваленного в Рижском Свободном порту объема дает 10,7 евро. С учетом того, что в прошлом году здесь обработано 23,7 миллиона тонн грузов, кластер увеличил ВВП страны на 250 миллионов евро.

Журнал «Транспорт & Транзит»