Российские железные дороги подвели итоги 2020 года.
Одним из главных вызовов прошедшего года для РЖД, безусловно, стала пандемия covid-19, в результате влияния которой пассажиропоток в 2020 году снизился на 27,2% и составил 872 млн человек.
Что касается перспектив развития пассажирских перевозок в 2021 году, то РЖД, помимо всего прочего, предлагают сосредоточиться на определении новой общей модели осуществления пригородных перевозок. Необходимо определиться с общей моделью функционирования пригорода, реализация которой позволит не только обеспечивать текущие перевозки, но и развиваться в соответствии с запросами пассажиров. И это один из ключевых вопросов для решения в 2021 году, – подчеркнул в ходе заседания глава РЖД Олег Белозеров.
Чистая прибыль компании в 2020 году составила 300 млн рос. руб. (4,1 млн долл). Вклад компании и всех предприятий кооперации в ВВП России в прошлом году составил 5,5%. Удельный вес железнодорожного транспорта без учета трубопроводного в грузообороте страны достиг 87%.
Погрузка в 2020 году сократилась в гораздо меньших масштабах, чем пассажиропоток – на 2,7%, до 1,24 млрд тонн. В 2021 году руководство холдинга ставит перед компанией задачу превзойти объем перевозок грузов 2019 года. Напомним, в том году погрузка на сети РЖД составила 1 278,1 млн тонн. Таким образом, для выхода на параметры 2019 года этот показатель должен вырасти как минимум на 2,8%.
Грузооборот с учетом порожних рейсов вагонов в 2019 году составил 3,304 трлн тонно-километров, в 2020 году он снизился на 2,6%, до 3,2206 трлн тонно-километров. Для выхода на уровень 2019 года в 2021 году этот показатель должен увеличиться как минимум на 2,6%.
Несмотря существующий профицит парка более чем в 100 тыс. вагонов, который не мог не снижать пропускную способность инфраструктуры, холдинг предпринимал все возможное по снятию инфраструктурных ограничений и совершенствованию технологического процесса перевозки.
В результате по итогам года провозная способность в восточном направлении на порты составила 144 млн т с ростом на 10 млн тонн, был достигнут исторический максимум по повышению тарифного грузооборота, маршрутизация выросла на 1,5 п.п. Происходящее обновление парка положительно сказалось на увеличении межремонтного пробега вагонов.
Что касается планов на 2021 год, то РЖД собираются направить 120 млрд рос. руб. собственных средств на обновление подвижного состава. Планы по обновлению подвижного состава РЖД – это вопрос, который должен находиться на особом контроле, потому что от этого зависит работа сотен тысяч смежников (смежных компаний).
Кроме того, одним из главных итогов 2020 года, конечно же, стало небывалое развитие контейнерных перевозок на сети РЖД. Этот вид перевозок побил много рекордов на протяжении прошлого года, но новая универсальность – это, несомненно, главный новый тренд. Имеется в виду то, что в 2020 году для таких перевозок стали активно использовать новые типы упаковок, а также существенно расширился перечень номенклатур грузов, перевозимый в контейнерах. В настоящее время в контейнерах перевозится уже 3 400 номенклатурных позиций. В октябре прошлого года отправились первые поезда с углем в контейнерах и первый поезд с зерном на экспорт. И это – не говоря о существенном росте транзитных контейнерных перевозок и введении стимулирующих субсидий для этого сегмента перевозок.
Также была отмечена большая работа, проделанная холдингом в сфере цифровизации всех рабочих процессов и максимального перехода на электронный документооборот, которая будет продолжена и в текущем году.
Рыночное размещение бессрочных облигаций РЖД, ставшее новым для России инвестиционным механизмом, также можно отнести к положительным итогам работы компании.
Что же касается главных проблем монополии, то одной из наиболее острых по-прежнему остается развитие Восточного полигона и вывоз угля на этом направлении.
Необходимо также повышать прозрачность железнодорожных перевозок. Для этого предлагается реализовать механизм заключения договоров на принципах «вези или плати» с основными грузоотправителями. В первую очередь необходимо отработать перевозку угля, эта задача самая острая.
Этот принцип в перевозке угля может помочь разрешить проблему с ограниченностью инфраструктуры Восточного полигона. В условиях ограниченной пропускной способности сети РЖД данный принцип должен учитывать условия недискриминационного доступа и баланс интересов всех грузоотправителей.
Напомним, РЖД еще в 2016 году предлагали ввести условие ship-or-pay для грузоотправителей. Правда, металлурги, например, тогда жаловались, что эта практика закрепит за монополией право ограничивать доступ к инфраструктуре любым грузам на любых направлениях и нарушит принцип публичности перевозчика. Это же условие недавно появилось в поправках, внесенных Минтрансом к законопроекту об ответственности инвесторов за развитие портов, уже принятому в первом чтении.
У 2021 года есть все шансы стать годом выработки новых тарифных решений, и принимать активное участие в такой дискуссии готовы и регуляторы, и перевозчик, главное – чтобы интересы клиентов не оказались на периферии принятия решений и декларируемая сейчас холдингом политика открытости и клиентоориентированности действительно реализовывалась им на практике.