Оправившись от пандемического потрясения года 2020, в 2021-м перевозчики вновь обратили свой взор на новые автомобили для международных перевозок. По просьбе двух порталов – infotrans.by и transportal.by – руководитель транспортной компании «Янстронг» Дмитрий Воронцов решил внимательнее присмотреться к легенде автомобилестроения – марке Mercedes-Benz.

Разговор о будущем с начальником отдела продаж коммерческих автомобилей ООО «Автомобильный дом «Энергия ГмбХ» – дистрибьютора Mercedes-Benz в Республике Беларусь Мариной Догодькиной начался с подведения итогов прошлого.

Минувший год оказался сложным во всех смыслах. Мир столкнулся с совершенно неожиданными новыми вызовами, и, безусловно, пандемия существенно повлияла на бизнес. Заводы во многих странах мира в марте-апреле закрылись. Локдаун привел к нарушению цепочек поставок, задержке производства, снижению товаропотоков, ухудшению финансового состояния автоперевозчиков, а в итоге – к сокращению белорусского рынка новой грузовой техники почти в два раза по сравнению с 2019 годом. И практически втрое – если сравнивать с 2018-м, –это с одной стороны.

С другой – политическая ситуация в стране вызвала у части компаний неуверенность в будущем и повлияла на их готовность к инвестиционной деятельности в Беларуси. Во второй половине 2020 года серьезно сократились возможности финансирования обновления подвижного состава за счет заемных средств.

Что касается непосредственно Автомобильного дома «Энергия ГмбХ», мы, несмотря на все сложности, начали несколько крупных проектов. Один из них – это строительство нового современного центра по продаже и обслуживанию коммерческой техники Mercedes-Benz, который должен открыться к концу 2021 года.

Иными словами, 2020 год был сложным. Но он дал нам возможность для улучшения бизнес-процессов и подготовки плацдарма, чтобы в более спокойное время рвануть вперед.

Марина, а каковы ваши планы в наступившем году?

Нынешний год тоже будет достаточно сложным. Но у нас в планах в рамках выставки «БАМАП», которая, надеемся, состоится в мае 2021 года, презентовать новую модель: седельный тягач Mercedes-Benz Actros F. Небольших перевозчиков часто отпугивает стереотип дорогой техники, закрепившийся за маркой Mercedes-Benz. Но Actros F ломает этот стереотип.  Он представляет собой все тот же надежный автомобиль со всеми преимуществами нашего бренда – но по более демократичной цене. В 2021 году в портфеле продуктов также сохранится специальная серия Actros Prime, которую, считаю, была недостаточно представлена рынку в ушедшем году.

При этом общий объем белорусского рынка в сегменте тяжелых грузовиков прогнозируем на уровне 2020 года. И рассчитываем войти в тройку лидеров.

Небольших перевозчиков часто отпугивает стереотип дорогой техники, закрепившийся за маркой Mercedes-Benz. Но Actros F ломает этот стереотип! 1

Тем не менее, в Беларуси сегодня есть проблемы с финансированием техники. Займы в белорусских рублях практически не доступны…

По этой причине в наступившем году все более важную роль будет играть наличие финансирования со стороны производителя. Совместной программой с Daimler Truck AG предусмотрено заключение договора купли-продажи автомобиля с процентной рассрочкой платежа. Условия согласовываются с финансовым отделом Daimler Truck AG в индивидуальном порядке.  И клиенты, заключившие такие договора, уже имеются.

Надеемся, как, наверняка, и все перевозчики, что льгота в виде отмены утилизационного сбора на импортные автомобили класса Евро-6 и ввозного НДС будет пролонгирована и на этот год. Но раньше, чем наступит второй квартал, решения этого вопроса, думаю, не будет.

На первые месяцы нынешнего года мы сформировали склад техники, так как для клиента сейчас важны быстрые поставки: не все готовы ждать по три-четыре месяца новый автомобиль.

В прошлом году Mercedes-Benz представил водородный тягач. Это пиар или все-таки будущее международных автомобильных перевозок?

У концерна Daimler есть несколько низкоэмиссионных и безъэмиссионных разработок в сегменте грузовиков. Во-первых, это электрический грузовик для региональных перевозок е-Actros, который уже несколько лет находится в активной тестовой эксплуатации у европейских клиентов, работающих в различных сферах. Его серийное производство запланировано на осень 2021 года. С 2024 года начнется выпуск е-Actros и для международных автоперевозок с запасом хода около 500 километров на одной зарядке. А водородный грузовик Mercedes-Benz GenH2 планируется в серию ближе к 2030 году.

Однако в развитии более экологичных видов техники многое зависит не от производителя, а от политической воли: для экологичного транспорта, электрического или водородного, необходимо создание инфраструктуры.

Стратегически Daimler видит будущее как за электро-, так и за грузовиками на водородных топливных элементах. На региональных перевозках будут востребованы электрические модели. На дальнемагистральных, где сложно спланировать маршрут и учесть все особенности рельефа, – водородные.

В прошлом году на белорусском рынке в сегменте тяжелых грузовиков появился восьмой иностранный игрок. В чем вы видите основные преимущества техники Mercedes-Benz?

Мы продаем самый инновационный и самый безопасный продукт. Грузовики Mercedes-Benz оснащаются, например, уникальной системой MirrorCam вместо наружных зеркал для повышения безопасности и эффективности управления автомобилем. Высокий уровень активной безопасности также достигается за счет применения интеллектуальных систем помощи водителю, объединенных в Active Drive Assist. Кроме того, Daimler всегда обращает внимание на комфорт того, кто за рулем. Кабина магистрального тягача нового поколения изобилует современными технологиями: тач-скрины, беспроводная подзарядка, кожаный мультифункциональный руль, электронный стояночный тормоз – все это улучшает комфорт вождения, эргономичность, простоту управления, а значит, повышает безопасность.

Уже три года Автомобильный дом «Энергия ГмбХ» является официальным партнером теннисного турнира Carrier’s Cup. Что получает дилер от этих мероприятий?

Участие в турнире – это возможность в неформальной обстановке пообщаться с существующими и потенциальными клиентами. Кроме того, теннис – вид спорта, который Mercedes-Benz поддерживает в разных странах мира. Поэтому речь идет в том числе и о позиционировании бренда. У Mercedes-Benz с организаторами и участниками Carrier‘s Cup общие ценности: стремление к лидерству, упорство, совершенствование. В 2021 году мы снова будем участвовать в этом теннисном турнире.

Марина, ваши пожелания себе и партнерам в наступившем году?

Никто не знает, что нас ждет впереди. Год назад мы только слышали о некоем вирусе где-то далеко в Китае, но непосредственно нас все это не касалось. Спустя несколько месяцев мы столкнулись с пандемией лицом к лицу. И наша жизнь, и личная, и профессиональная, совершенно изменилась. Эти глобальные изменения заставили сильно измениться и нас самих.

В 2021 году желаю всем, безусловно, крепкого здоровья и позитивного настроения. Больше спокойствия – чтобы можно было немножко передохнуть в бесконечном движении вперед. Пусть наступивший год принесет новые достижения, подарит новые возможности, и пусть он не будет таким турбулентным, как 2020-й.