Интервью с генеральным директором Дирекции Клайпедского государственного морского порта Альгисом Латакасом.
Несмотря на сложное время и новые обстоятельства, возникшие в прошлом году, Клайпедский морской порт успешно завершил 2020 год и ставит перед собой амбициозные цели на ближайшие годы, – говорит генеральный директор Дирекции Клайпедского государственного морского порта Альгис Латакас.
2020 год только закончился, и у вас, вероятно, нет окончательных результатов, но некоторые обобщения уже возможны. Как сложился 2020 год для Клайпедского порта?
Как известно, одним из основных показателей деятельности порта является грузооборот – сколько грузов в порту обработано. По этому показателю Клайпеда в 2020 году выглядит очень хорошо. Думаю, можно говорить о 46,6 млн тонн, а если мы достигнем 47 млн тонн – это станет значительным достижением для транспортного сектора в целом.
С точки зрения общих результатов работы порта очень важно, каковы результаты компаний, работающих в порту – грузовые, транспортные, сервисные компании, экспедиторы, агенты, судоходные компании. И их достижения в прошедшем году тоже были хорошими. Это позволяет Клайпеде занять хорошую позицию в группе из 11 портов Восточной Балтики, наших основных конкурентов. Похоже, что мы также будем единственным портом, где объем перевалки грузов увеличился на несколько процентов по сравнению с прошлым годом.
Клайпеда по итогам 2020 года хорошо выглядит и в контексте ESPO (Европейская организация морских портов): у нас хорошие показатели даже по сравнению с крупнейшими европейскими портами.
Какие основные факторы определили успешную работу порта в 2020 году?
В 2020 году команда показала неплохой результат, но надо признать, что перевалка наливных грузов и контейнеров снизилась, перевалка навалочных грузов выросла.
В попытке систематизировать все ключевые факторы, которые повлияли на работу порта в 2020 году, следует подчеркнуть, что в Клайпеде переваливаются все виды грузов: пищевое сырье, полезные ископаемые для энергетики, в частности уголь, а также грузы rо-rо. По многим из указанных видов грузов, перевалка увеличилась в 2020 году. Перевалка контейнеров, генеральных грузов, нефтепродуктов снизилась. Однако сила нашего порта – это диверсификация, что позволяет нам поддерживать хорошие результаты и опережать менее диверсифицированные порты.
Еще одним важным фактором являются долгосрочные и постоянные инвестиции в портовую инфраструктуру и технологическое развитие терминалов. Клайпеда делает это последовательно с 2007 года. На сегодняшний день в инфраструктуру вложено около 1,5 млрд евро, не говоря уже о том, сколько инвестиций вложено в технологии на самих терминалах.
И третий важный момент – это организационные способности Клайпедского порта. Умение оставаться трудоспособным даже в таких сложных условиях, как в 2020 году, высокая культура труда, продуктивность. Все процессы хорошо организованы – прием судов, обслуживание, складирование грузов и контроль качества грузов, охрана труда. Все это имеет большое значение.
Недавно в Клайпедский порт успешно доставлен гигантский кран STS. Может, это пример организационной слаженности, слаженной командной работы?
Да, действительно, 15 декабря 2020 года было памятным. Многотонный гигантский кран был выгружен из Финляндии нестандартным способом – его поместили на баржу, буксируемую судном. Однако перед входом в ворота Клайпедского порта возникли трудности – ветер и волны мешали, капитан корабля уже был склонен развернуться. Но тут руководство порта пожало плечами и нашло выход – другие корабли образовали своего рода искусственный пирс, перекрыли волны, и баржа с грузом смогла успешно зайти в порт. Такие решения, когда в сложных ситуациях находится лучшее решение, радуют не только нас самих, но и находят широкий резонанс и дают Клайпеде преимущество в конкурентной борьбе.
2020 год – год пандемии covid-19. Как эта катастрофа повлияла на работу порта?
Как я уже упоминал, из-за специфики морской торговли влияние пандемии cpvid-19 на морскую отрасль не было особенно выраженным, поскольку поток товаров не останавливался. Пандемия больше затронула перевозки товаров народного потребления и некоторых нефтепродуктов.
Covid-19 также не повлиял на наши запланированные инвестиции. В 2020 году в проекты самого порта вложено около 50 млн евро (дноуглубительные работы, набережные, железные дороги).
Основные вызовы для порта в условиях пандемии – организация работы. Нам нужно найти решения, чтобы люди работали, доставляли корабли в порт и управляли ситуацией, чтобы люди не заразились. Суда начали управляться дистанционно – это технологическое нововведение будет использоваться в будущем, и портовые компании нашли собственные различные решения по дезинфекции и разделению смен.
Какие самые крупные проекты и инвестиции вы запланировали на 2021 год, какие цели ставите перед собой?
У нас есть четкое направление и амбициозные цели для дальнейших инвестиций в инфраструктуру. Мы планируем сложить 49 млн евро инвестиций в проект реконструкции волнолома. Этот проект важен для повышения конкурентоспособности всей литовской экономики. Нам нужно завершить углубить бухту, достроить причалы. Мы также намерены углубить главный канал на полметра, с 14,5 до 15 метров. Мы также планируем развитие южной части порта. В настоящее время важнейшей задачей является составление концепции развития этой части порта за счет освоения территории площадью 80 га.
Мы представили крупные проекты для финансирования в рамках Фонда восстановления и устойчивости ЕС (RRF). В случае успеха к 2024 году. мы хотим вложить около 500 млн квро в развитие порта.
Надеемся, что круизное судоходство восстановится в 2021 году. Нам нужно быть осторожными и бдительными, чтобы не упустить момент, когда это произойдет, тем более, что в Калининградской области строится терминал круизных судов. Мы должны управлять ситуацией так, чтобы круизные лайнеры отправились в Клайпеду.
Конечно, мы продолжим уделять пристальное внимание внедрению новых технологий, экологии, а также прозрачности портовых операций. Для нас важно, чтобы общественность знала, что происходит в Клайпедском порту, какие результаты достигаются, почему порт важен для экономики.
Хорошие результаты не были бы достигнуты без поддержки и решений Министерства транспорта Литвы и правления компании. Мы благодарны им за поддержку.