IATA обновила прогнозы по убыткам и восстановлению авиационной отрасли.

Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association, IАТА) ухудшила прогноз убытка авиакомпаний по итогам 2020 г. до 118,5 млрд долл. Это худший результат в истории отрасли. При этом ассоциация более оптимистично, чем раньше, оценивает скорость восстановления отрасли. По новым прогнозам, к прибылям мировые авиакомпании могут вернуться в IV квартале 2021 г., а китайский рынок – уже в этом году.

2020 год – худший финансовый год в авиационной отрасли.

IАТА пересмотрела прогноз чистого убытка авиаотрасли по итогам года. Если в июне 2020 г. IАТА оценивала убытки авиаотрасли в 84,3 млрд долл, то теперь ожидаемые убытки выросли до 118,5 млрд долл. В ассоциации ожидают падения пассажиропотока на 60,5% в этом году, до 1,8 млрд человек, загрузки кресел – на 17 процентных пунктов (п. п.), до 65,5%. Доходы от пассажирских перевозок упадут до 191 млрд долл, что составляет менее трети от прошлогоднего показателя, тогда как от грузовых, наоборот, увеличатся – почти на 15%, до 117,7 млрд долл.

В период эпидемиологических ограничений и низкого спроса на пассажирские перевозки авиакомпании по всему миру переориентировали под перевозку грузов в том числе пассажирские лайнеры. По прогнозу IATA, в 2020 г. доля выручки от грузовых перевозок вырастет на 24 п. п., до 36%. Грузовой бизнес работает лучше, чем пассажирский, но это не может компенсировать падение доходов от перевозок пассажиров, – отмечает глава IATA Александр де Жюньяк.

В IATA уточняют, что спрос на внутренние перевозки сократился меньше, чем на международные, – в значительной степени за счет их восстановления в Китае и России. В ассоциации ожидают, что и самый крупный в мире внутренний рынок США восстановится быстрее, чем предполагалось. Между тем российские авиакомпании после роста в августе и сентябре уже в октябре снизили внутренние перевозки (на 7%, до 5,6 млн человек). Китайские авиалинии лидируют по темпам восстановления, говорят в IATA, и могут вернуться к прибыльности уже к концу года.

Если бы не 173 млрд долл финансовой поддержки со стороны правительств, мы бы увидели огромное количество банкротств, – говорит глава IATA Александр де Жюньяк. При этом даже с учетом поддержки средняя авиакомпания проживет еще всего 8,5 месяца, а то и меньше с учетом низкого сезона, полагают в IATA. Прогнозируется, что в 2021 г. ситуация улучшится, мировой пассажиропоток может составить 2,8 млрд человек, что все еще на 1,7 млрд пассажиров меньше, чем в 2019 г., а коэффициент загрузки поднимется до 72,7%.

IАТА ухудшила прогноз убытка авиакомпаний по итогам 2020 г. до 118,5 млрд долл 1

Ожидается, что агрессивное сокращение затрат в сочетании с повышенным спросом приведет к тому, что уже в IV квартале 2021 г. отрасль выйдет в прибыль – раньше, чем предполагалось до сих пор. Но в 2021 г. чистый убыток авиаотрасли, по ожиданиям IATA, составит 38,7 млрд долл, что выше июньской оценки в 15,8 млрд долл.

IATA ожидает, что грузоперевозки в 2021 г. за счет роста деловой активности и необходимости доставки вакцин восстановятся в объемных показателях фактически до уровня 2019 г. (61,2 млн тонн против 61,3 млн тонн), а доходы от них могут поставить исторический рекорд в 139,8 млрд долл. Но объемы пассажироперевозок вернутся к уровню 2019 г. не ранее 2024 г.

Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий отмечает, что сохраняется проблема признания как вакцин, так и результатов тестов между странами. При этом стоимость тестирования, порой сопоставимая с ценой билета, что также не способствует росту спроса на авиаперевозки. Выход авиакомпаний в прибыль будет возможен только тогда, когда пассажиры будут готовы лететь, причем по реалистичной цене, заключает он, напоминая, что даже до кризиса многие направления в Европе были убыточны.