Минтранс России намерен создать реестр автоперевозчиков, в котором каждой компании будет присвоен рейтинг.

Критериями для присвоения рейтинга станут такие параметры, как надежность водительского состава и техническое состояние транспортных средств. Соответствующие данные перевозчики смогут предоставлять в дистанционной форме, но ведомство намерено проводить и очные проверки. Речь идет как о пассажирских, так и о грузовых коммерческих перевозках. Предполагается, что решение будет реализовано до 2024 г. в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

По мнению чиновников, информация о присвоенном рейтинге поможет клиентам сделать осознанный выбор. В Минтрансе надеются, что рейтинг мотивирует перевозчиков к поддержанию высоких стандартов качества.

Идея о создании реестра грузоперевозчиков не нова. Минтранс планировал ввести реестр в качестве инструмента, аналогичного лицензированию – предполагалось, что регистрация в нем станет обязательным условием для осуществления деятельности. Будет ли регистрация в рейтинговом реестре обязательной – пока неизвестно.

Введение рейтингов и реестра Минтранс не расценивает как механизм ужесточения контроля. В ведомстве указали на готовность постепенно уменьшать количество проверок и переходить на более прогрессивные методы, к примеру, дистанционный контроль и самоанализ. Однако очные проверки все равно не будут полностью отменены.

Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко считает, что у рейтинг грузоперевозчиков должен преследовать иные цели. В частности, он помог бы идентифицировать субъектов перевозок.

Появление рейтинга позволит избавиться от засилья «посредников» и «псевдоэкспедиторов», которые выдают себя за перевозчиков, таковыми не являясь. При этом, создание рейтинга не находится в компетенции Минтранса. Пусть чиновники создают нормативную базу, регулирующую перевозки, пусть занимаются дорогами, проблемами обновления автопарка, а рейтинг перевозчиков к ним отношения никакого не имеет, – считает координатор ассоциации «Дальнобойщик» отметил Валерий Войтко.