Спрос на железнодорожные перевозки из Китая растет в силу дорогой авиадоставки.
Тарифы на авиадоставку грузов из Китая продолжают расти пятую неделю подряд. Всего за неделю цены из Шанхая в Европу увеличились практически на 15%. Чтобы сэкономить деньги и избежать задержек, грузоотправители все чаще стали отдавать предпочтение грузоперевозкам железной дорогой.
Согласно TAC Index, тарифы на авиаперевозки из Китая в Европу и США выросли на 6,7% и 5,8% – до 3,51 и 5,46 долл за кг соответственно. Шанхайский рынок показал еще более резкий скачок: из-за роста поставок электроники, Интернет-заказов и медицинского оборудования за последнюю неделю цены на доставку грузов в Европу поднялись на 14,8% и на 10,9 % в США. Тарифы из Чикаго в Европу также выросли, но тарифы на перевозки из ключевого узла в Франкфурте по направлению в США упали на 3,8%, поскольку новые мощности превысили спрос.
Весной тарифы на авиаперевозки из Азии были в несколько раз выше. Они начали падать в конце весны, тем не менее нынешние цены примерно на 25% выше, по сравнению с показателями прошлого лета, и продолжают расти.
Рост цен частично обусловлен сокращением количества пассажирского авиатранспорта на европейском рынке: пропускная способность пассажирских самолетов снижается из-за неустойчивости цен, из-за этого сокращается и предложение. По данным IATA, в июне грузовая вместимость пассажирских самолетов глобально снизилась на 70% по сравнению с показателями прошлого года. Хотя это было частично компенсировано повышением пропускной способности грузового флота, которая увеличилась на 32%. При этом общая международная пропускная способность снизилась на 33,9%, а спрос на на тонно-километр груза сократился на 19,9%.
Высокие цены и загруженность в крупных узловых аэропортах побуждают все большее число грузоотправителей рассматривать железнодорожные сервисы из Китая в Европу как менее дорогостоящую альтернативу воздуху для перевозки ряда товаров, включая одежду, бумагу, потребительские товары, электронику и промышленные комплектующие. По оценкам европейских специалистов по логистике, железнодорожные перевозки до 50% быстрее, чем морские перевозки, и до 60% дешевле, чем авиаперевозки.
За последние десять лет железнодорожные операторы разработали несколько маршрутов для поставки грузов из Азии в Европу и обратно. Первоначально логистическим компаниям нужно было бронировать весь состав для маршрутной отправки, но теперь они могут воспользоваться различными вариантами перевозки контейнеров. Среднее время доставки составляет около 15 дней, в зависимости от пункта отправления и пункта назначения.
Объемы контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах ОТЛК ЕРА в июле 2020 г. составили 54,2 тыс. TEU, что превышает прошлогодний аналогичный показатель на 76%. В том числе, перевозка груженых контейнеров в июле из Европы выросла на 80% до 15 тыс. TEU. Из Китая проследовало 36 тыс. TEU груженых контейнеров, рост в 2 раза.