Шесть агентств ООН призывают правительства стран переходить на электронные книжки eTIR, сообщает пресс-служба IRU.

ООН призывает национальные правительства обеспечить бесперебойный транзит грузового транспорта из развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. В своем заявлении агентства указали электронные книжки eTIR в качестве одного из ключевых решений для поддержки этих стран и их торговых партнеров.

Закрытие границ и ужесточение контроля для сдерживания пандемии covid-19 привели к длинным очередям на сухопутных границах и заторам в портах и аэропортах по всему миру. Как утверждают в IRU, от карантинных ограничений наиболее пострадали развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю – они оказались оторванными от основных рынков и чрезвычайно уязвимыми для внешних потрясений. Эти страны столкнулись с быстро ухудшающимися условиями, поскольку полностью зависят от своих соседей в получении доступа к международным морским портам.

Чтобы не допустить замедление социально-экономического развития, агентства ООН настоятельно призывают страны, не имеющие выхода к морю и их соседей переходить на использование цифровой документации, такой как электронные книжки eTIR. Это поможет минимизировать физические контакты при проверках на границах и в пути, защитить здоровье работников и содействовать торговле.

Заявление представителей ООН дублирует призыв IRU к переходу на электронную систему eTIR, о чем Генеральный секретарь IRU заявлял в декабре 2019 года.

Для эффективной связи с сухопутными транспортными маршрутами, странам в первую очередь нужна политическая воля и решимость сделать этот шаг. В настоящее время только 11 из 32 стран, не имеющих выхода к морю, предприняли обязательные меры по внедрению системы TIR, что поможет им гармонизировать, упростить и обезопасить свою торговлю и транзит. В остальных странах, грузовики простаивают на границах часами, днями и даже неделями, – говорил генеральный секретарь IRU Умберто де Претто.

В ООН также поддержали призывы IRU к большей координации, ускорению потоков основных поставок и более устойчивым способам осуществления международных перевозок грузов.

Напомним, что TIR или МДП – это международная система автомобильных грузоперевозок, позволяющая автомобилю с грузом беспрепятственно пересекать границы стран, присоединившихся к этому международному соглашению. На сегодняшний день действие системы TIR распространяется на 76 стран, а компании-участники ассоциации пользуются Carnet TIR (книжками МДП), позволяющими пересекать границу без уплаты таможенных пошлин на пограничных пунктах.

Конвенция TIR освобождает от таможенного досмотра при условии:

  • наличия свидетельства технических возможностей транспортного средства;
  • опломбирования груза как таможенного отправления;
  • движения только по определенному или заранее выбранному таможенным органом маршруту;
  • опломбирования прицепа транспортного средства таможенным органом страны отправителя товара.