Почему в Беларуси банкротятся службы экспресс-доставки?

За 2018-2020 гг. на белорусском рынке экспресс-доставки обанкротились 3 крупных оператора. Что происходит в отрасли экспресс-доставки и почему банкротятся операторы, разбирался эксперт infotrans.

Как отмечается в отчете «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2020», в отличие от стран соседей – России и Украины, в Беларуси сохранился мощный государственный почтовый оператор РУП «Белпочта», выполняющий и большое количество социальных функций. До 2015 г. фактически «Белпочта» являлась монополистом на рынке почтовых отправлений.

Рынок экспресс-доставки в Беларуси является высококонкурентным.

ЗАО «Наша почта» стала первым частным почтовым оператором в Беларуси. Оператор был создан в начале 2015 г. и в этом же году получил лицензию на осуществление деятельности в области связи (№02140/2269 от 14.09.2015), и соответственно возможность принимать и отправлять почтовые отправления наложенным платежом. Частный оператор открыл более 25 отделений по всей Беларуси, но не выдержал конкурентной ценовой борьбы на рынке и в августе 2018 г. закрылся. После приостановки работы компании, планировался перезапуск работы «Наша почта» в франчайзинговой системе, однако этого так и не случилось. Франчайзинговую модель с 2018 г. активно начал использовать на белорусском рынке российский СДЭК.

Почему в Беларуси банкротятся службы экспресс-доставки? 1
Автомобили для доставки ЗАО «Наша почта»

ООО «КурьерБай» был создан в 2015 г. и начал активно развиваться и предлагала доставку по Минску и Республике Беларусь. В ноябре 2017 г. оператор получил возможность работать с наложенным платежом. Многие небольшие интернет-магазины пользовались услугами этого оператора. В ноябре 2019 г. компания прекратила осуществление деятельности. Ряд игроков рынка экспресс-доставки считали, что цены данный оператор изначально держал достаточно низкими, даже некоторые говорили о демпинге.

ООО «ГлоБел24» начал свою деятельность в 2014 году и на начало 2020 г. имел сеть из 52 отделений в 45 городах и предлагал экспресс-доставку по Минску и Беларуси, в т.ч. активно работал с интернет-магазинами. Глобел24 стал вторым частным оператором, получившим в ноябре 2016 г. лицензию в области связи на прием наложенных платежей (№02140/2273 от 11.01.2016).

Почему в Беларуси банкротятся службы экспресс-доставки? 3
Пункт выдачи заказов ООО «Глобел24»

С 13 марта 2020 г. «ГлоБел24» прекратил свою деятельность, а клиенты получили уведомления о расторжении договоров на оказание услуг (почтовой связи, курьерских услуг, услуг транспортной экспедиции, перевозки) в одностороннем порядке. Ряд крупных игроков рынка экспресс-доставки указывали на демпинговые тарифы и наличие внутренних проблем менеджмента.

Пока для Беларуси не характерна консолидация. В России это явно выраженный тренд. В 2016 г. TopDelivery приобрела другого отечественного игрока, компанию Maxima-Express. Boxberry купила сервис «Аксиомус». В 2017 г. слились DPD и SPSR Express, сделав тем самым серьезную заявку на то, чтобы стать самым крупным конкурентом Почты России. В 2018 г. «МаксиПост» усилила свои позиции за счет покупки «Шустрого Зайца» и Logsis.

Экспресс-доставка – бизнес низкомаржинальный.

Как отмечает эксперт infotrans, экспресс-доставка – это сам по себе бизнес низкомаржинальный. Прибыльным он будет только при высокой степени консолидации грузов, когда есть пул клиентов, и он позволяет эффективно загружать транспорт по направлениям. Т.е. высокая степень консолидации может создавать добавочный продукт.

В большинстве своем службы экспресс-доставки создаются как обслуживающие предприятия основного бизнеса, например, Европочта (экспресс-доставка еды ООО «Гиппермол», Доставыч (интернет-магазин 24shop.by), Логистон (доставка канцтоваров ООО «Смартон»), ООО «Росчерк» (дистрибуция печатной продукции) и др. В этом случае у экспресс-доставки больше шансов выжить, есть постоянный грузопоток ключевого клиента.

Ряд операторов созданы в Беларуси российскими службами экспресс-доставки. Дело в том, что поток посылок из России в Беларусь, намного больший, чем наоборот. Российским компаниям просто необходимо здесь иметь пункты выдачи, да и обратку забирать сложностей не составляет. В этом случае у операторов тоже есть подушка безопасности.

Не маловажным аспектом является и менеджмент. К сожалению приход в компанию топ-менеджеров не имеющих опыта работы в службах экспресс-доставки создает риски в виде принятия неэффективных решений. Что в итоге может привести к недополучению прибыли и даже банкротству. Ведь эффективное управление затратами никто не отменял.

Конкуренция не за счет тарифов, а за счет сервиса.

Но и самое важное белорусский рынок экспресс-доставки достаточно высококонкурентный. Иногда конкуренция ведется за счет снижения тарифов и даже демпинга. А должна вестись за счет повышения уровня сервиса. А это и электронный документооборот, и быстрый отклик на хотелки клиента за счет доработки софта и т.д. Цифровизация отрасли говорит о том, что софт должен быть свой, в этом случае ты можешь максимально быстрого реализовать хотелки клиента, и это не будет доступно конкурентам. Даже если конкуренты попытаются реализовать что-то подобное, на это уйдет время.

Таким образом, за 2018-2020 гг. с рынка экспресс-доставки ушли 3 крупных оператора (ЗАО «Наша почта» в августе 2018 г., ООО «Курьер Бай» в ноябре 2019 г. и ООО «Глобел24» в марте 2020 г.).

Причиной ухода (банкротства) экспресс-операторов является неэффективный менеджмент и ценовая конкуренция (чаще всего и демпинг), а зачастую и низкий сервис.

Но здесь надо отметить, что потребитель хочет дешевую и быструю доставку, еще и во все точки и по всей Беларуси, а оператор делая быстро и во все точки, играет с тарифами, ведь еще же есть конкуренция, уходя чаще всего при этом в минус.

Использованы результаты исследования «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2020». Подробнее по данной теме здесь.