О том, как работает первый шеринг электросамокатов Eleven в Минске, рассказал менеджер по продукту Павел Мыльник, порталу vc.ru.
Сервис запустился в 2019 года и работает по бесстанционной модели. Самокаты можно брать и оставлять почти в любом месте города, все работает через приложение, – говорит Павел Мыльник.
Со стороны кажется, что работа шеринга достаточно проста: купил самокаты и софт для аренды, выставил самокаты в город – и все, успевай заряжать и зарабатывать. Я сам думал примерно так же. На деле все, конечно, по-другому. Помимо обслуживания парка в 700 самокатов, мы сами разрабатываем весь софт для шеринга, – добавляет Павел.
Пока наши пользователи ездят на Xiaomi, но еще в прошлом сезоне мы понимали, что это временный вариант и нужно разрабатывать собственную модель самоката.
Дело в том, что Xiaomi, Ninebot и другие консьюмерские самокаты не подходят для активного использования в прокате (лидеры рынка Bird, Lime говорят, что их самокаты живут от одного до двух месяцев и после этого требуют замены), и с ними сложно сделать прибыльный бизнес.
При разработке своего самоката мы разрабатываем и его «мозг», то есть модуль телематики, который устанавливается внутрь самоката и позволяет удаленно управлять им.
Покупной софт не позволяет шерингу быстро развиваться.
Так как мы не пользуемся покупным софтом, все доработки софта производит наша команда, мы можем оптимально быстро исправить ошибку или добавить новую функциональность. С одной стороны, готовый софт позволяет быстро развернуть бизнес и выйти на рынок шеринга, с другой – он же становится вашим главным ограничителем, как только вы начинаете расти, – отмечает Павел Мыльник.
В прошлом году, когда мы только запустились, пользователям была доступна базовая функциональность (арендовать самокат, завершить поездку), позже мы также добавили фичу бронирования самоката. А вот в межсезонье, пока сервис был на зимовке, мы занялись пользовательскими функциями более основательно.
В этом сезоне у нас появились групповые поездки – это когда один человек может взять на свой аккаунт до 5 самокатов (например, чтобы пригласить покататься девушку или друзей). В ближайших планах – протестировать гибкие тарифы, – добавляет Павел Мыльник.
Сейчас мы проводим маркетинговую акцию с компанией-партнером, решение о ней было принято буквально за несколько дней. Для акции нам пришлось дописывать логику оплаты под определенную группы пользователей на определенный срок.
Важную работу выполняет наша команда техобслуживания. Она находит и отвозит на зарядку разрядившиеся самокаты, отправляет в ремонт те, у которых обнаружены поломки, и перемещает самокаты из мест с низким спросом в области, где они будут более востребованы. А также отслеживает все самокаты в реальном времени на карте и меняет их статус при необходимости.
От работы этой команды зависит то, как клиенты воспринимают качество всего продукта. Если человек один-два раза возьмет сломанный самокат, это может навсегда отбить желание пользоваться сервисом в будущем.
Спрос на шеринг электросамокатов во время пандемии не уменьшился.
Беларусь – одна из немногих стран, не вводивших карантин для своих жителей. Хотя многие люди находятся на добровольной самоизоляции, законодательно они могут свободно перемещаться по городу, как и раньше.
В такой ситуации шеринг самокатов стал одной из самых безопасных альтернатив общественному транспорту – он позволяет не контактировать с окружающими, для защиты достаточно надеть перчатки или обработать санитайзером ручки руля.
Поэтому количество поездок у нас не снизилось (по сравнению с прошлым сезоном, при аналогичной погоде). Свою роль здесь сыграла и маркетинговая акция с международной платежной системой, которую мы сейчас проводим. Поездки для пользователей стали дешевле, это позволило поддержать спрос в это непростое время.
Стоимость шеринга – старт поездки 2 бел.руб., минута – 0,3 бел.руб. До 15 мая при оплате картой Mastercard – старт бесплатно.
В середине апреля мы планировали открыться в нескольких новых городах, но, по понятным причинам, эта дата перенеслась. Это самое негативное последствие пандемии для нас, из-за которого компания вырастет не так быстро, как рассчитывала.
Шеринговая экономика продолжит расти.
Мы рассчитываем, что шеринговая экономика продолжит расти во всех направлениях, включая аренду личного электротранспорта. Но все больше стран вводят регулирование, на основании которого должны вести свою деятельность компании-операторы. Это ведет к тому, что рынок становится более организованным, пользователи получают все более качественный сервис, а города – возможность снизить количество автомобилей на дорогах.