В распоряжении редакции infotrans оказался Проект Дорожной карты по развитию логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 года.
В 2020 году завершается реализация мероприятий Республиканской программы развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016–2020 годы. Важными моментами развития логистической деятельности стало расширение правовой и технической основы для увеличения объемов и качества услуг, привлечение инвестиций и увеличение транзитного грузопотока. Соответственно, развитие экономики государства, в том числе в секторе логистических услуг предопределяет создание нового, как по своей сути, так и по наполнению документа, указывается в Проекте Дорожной карты.
Дорожная карта по развитию логистической системы на период до 2030 г. предполагает пошаговость действий, к решению следующей задачи можно перейти только решив предыдущую.
Проект Дорожной карты предполагает реализацию 7 блоков:
- совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения логистической деятельности;
- совершенствование международных систем товародвижения и грузопотоков;
- совершенствование таможенного администрирования перемещения транспортных средств и грузов;
- повышение эффективности функционирования логистических центров;
- развитие цифровизации и уберизации в системах управления транспортом и логистики;
- повышение уровня компетенций в логистической сфере;
- проведение отраслевых исследований логистической тематики.
В рамках реализации Дорожной карты предполагается:
- совершенствование формы государственной статистической отчетности 1-логистика (Минтранс) «Отчет о логистической, транспортно-экспедиционной деятельности»;
- создание межведомственного координирующего органа по развитию логистической системы Республики Беларусь;
- заключение соглашений (меморандумов) между Республикой Беларусь и международными организациями логистической направленности;
- создание в Беларуси системы «Национального контейнерного пула»;
- развитие технологий автоматической регистрации и выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой;
- внедрение системы единой системе идентификации участников ВЭД Республики Беларусь с интеграцией с системой EORI ЕС;
- развитие концепции посттаможенного аудита и формирование уполномоченных саморегулируемых организаций таможенных аудиторов;
- развитие технологии удаленного выпуска товаров;
- проведение сертификации субъектов логистической деятельности (логистических центров, логистических операторов) на соответствие требованиям СТБ 2306-2013 и СТБ 2345-2013;
- создание Единого информационно-логистического портала «Транспорт и логистика»;
- установление нулевой ставки таможенной пошлины на ввоз на ряд позиций технологического оборудования для исключительного использования в строительстве и эксплуатации логистических центров;
- создание межведомственной электронной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении таможенной, транспортной и логистической деятельности;
- совершенствование документооборота в транспортно-логистической деятельности;
- совершенствование RFID-технологий при осуществлении международных перевозок грузов, а также для применения в товаропроводящих сетях и логистических центрах
- развитие бесконтактных цифровых технологий в логистике и перевозках;
- разработка отраслевого плана цифровой трансформации транспортно-логистической системы Республики Беларусь;
- развитие экосистемы цифровых транспортных коридоров;
- формирование пула мультимодальных логистических центров в Республике Беларусь и за рубежом;
- совершенствование системы повышения квалификации экспедиторов, менеджеров по грузоперевозкам, логистов;
- и др.
Выполнение мер заложенных в «Дорожной карте» направленно на совершенствование национальной логистической системы, а именно:
- ускоренное развитие логистики посредством использования передового европейского опыта и современных технологий;
- обеспечение законодательных условий для развития рынка логистических услуг;
- обеспечение комплексности и одновременности развития объектов логистической инфраструктуры;
- обеспечение координации различных участков логистического рынка и создание логистического органа, формирующего политику государства в сфере логистики и содействующий ее реализации;
- упрощение документооборота для логистических центров и логистических операторов;
- либерализация таможенного законодательства в области транзита грузов и упрощение таможенных и фискальных процедур;
- повышение уровня высшего и профессионального образования в сфере логистики.