С момента введения карантина в России существенно вырос объем курьерской доставки для интернет-магазинов. Представители компаний экспресс-доставки специально для портала E-pepper.ru оценили, насколько серьезен рост, а также спрогнозировали, чего стоит ожидать после отмены карантина.
У Boxberry в апреле объемы курьерской доставки выросли в 2 раза, как по Москве, так и в регионах (по сравнению с мартом). Сейчас в столице 47% заказов доставляется курьерами и 53% – в пункты выдачи. В целом по стране доля курьерской доставки в апреле составляет 17%, 83% приходится на пункты выдачи.
В мае мы ожидаем продолжение активного перетока в курьерскую доставку в масштабах, сравнимых с апрельскими. Также, вероятно, мы избежим классического спада в объемах в первой декаде мая, поскольку майские праздники пройдут в этот раз не в путешествиях или на дачах, а в самоизоляции, отмечает директор по логистике Boxberry Алексей Сапон.
В DPD фиксируют двукратный рост отправок, причем он неравномерный: где-то серьезное увеличение, а в каких-то отраслях падение. Так, сильно выросли объемы маркетплейсов, у которых к тому же поменялась структура заказа – теперь это не коробочка в пару килограмм, а большие негабаритные товары.
Мы возим швабры, ведра, тренажеры, гантели и много чего еще. С другой стороны, сильно сократились покупки товаров, связанных, так скажем, с выходом из дома. Пользователи меньше покупают одежду, в том числе детскую, меньше заказывают косметику. А вот игрушки для детей растут, – говорит директор по продажам DPD в России Наталия Плетнева.
Выросли отправки у магазинов с товарами для дома, сада, огорода. Внушительный рост показывает один из наших клиентов, магазин товаров для творчества. Вообще все, что касается разнообразных хобби – будь то рисование, вышивание или лепка пластилином – все эти товары показывают рост. Еще одна категория, которая хорошо растет – это бумажные книги.
В онлайн вышли те бренды, которые раньше не уделяли пристального внимания этому каналу продаж и те кто долго принимал решение, выходить или не выходить в онлайн
ПЭК. Объем курьерской доставки для интернет-магазинов вырос в два раза. Как говорит директор по стратегическому развитию ПЭК Данил Кудрявцев, период пандемии стал драйвером для компании. Она запустила ПВЗ в формате пилотного запуска в 24 регионах России. В мае сервис будет доступен по всей стране, в 1000 партнерских ПВЗ «Первой грузовой компании».
В ПЭК EasyWay отмечают увеличение объемов доставки крупной бытовой техники в 2 раза. На втором месте в портфеле e-commerce доставки ПЭК сегмент DIY, а на третьем – различные товары для творчества и книги.
Для того, чтобы сохранить неизменными сроки и стоимость доставки в условиях режима «нерабочей» недели, ПЭК ежедневно оптимизирует логистические маршруты. Сейчас компания также тестирует доставку в пункты выдачи заказов: собственные и партнерские. В планах дальнейшая региональная экспансия в части фулфилмент-центров.
TopDelivery. Объём курьерской доставки, начиная с начала апреля вырос в несколько раз практически у всех логистов. У нас в апреле такой же пик курьерской доставки, как мы обычно наблюдаем в декабре, в самый «жаркий» сезон для e-commerce. Это почти в два раза больше, чем в обычный месяц, –говорит исполнительный директор TopDelivery Алексей Прыгин.
Некоторая категория ритейла закрыта и единственный канал продажи для них – это e–com, тип доставки перераспределился с ПВЗ на курьерскую доставку.
Например, у одного нашего крупного клиента до апреля распределение заказов на ПВЗ/курьерская доставка было 60/40, сейчас 30/70. Это связано с тем, что часть ПВЗ закрылась и есть категория людей, которая пользовалась ПВЗ, но в текущих условиях предпочитает лишний раз не выходить из дома, а воспользоваться курьерской доставкой, – отмечает Алексей Прыгин.
PickPoint. Объективно, последние 2 недели спрос на курьерскую доставку был выше, чем в докризисный период. Люди не хотели лишний раз выходить на улицу из-за риска заражения новой коронавирусной инфекцией. Этому также способствовали меры по обеспечению защиты курьеров и соблюдению дистанции при получении онлайн-заказов, –рассказывает генеральный директор PickPoint Надежда Романова.
По компании, динамика спроса на курьерскую доставку увеличилась в 1,5 – 2 раза в Москве, области и ряде городов – миллионников. В регионах, где не введены жесткие ограничения по выходу на улицу, мы не видим существенных изменений в потребительском предпочтении каналов доставки.
Трафик IML вырос, при этом с начала пандемии спрос потребителей перераспределился между разными категориями товаров. Конечно же, в лидерах оказались средства личной защиты. Помимо них самый большой рост объемов сейчас у косметики – 186%, детских товаров – 164%, книг – 157%, спортивного инвентаря – 146%, электроники – 139%.
Любопытно, что на 15% увеличились продажи товаров для взрослых и презервативов. Также увеличился спрос на товары для дома: предметы интерьера, средства для уборки, кухонные и постельные принадлежности, – комментирует директор по маркетингу и внешним коммуникациям федеральной логистической компании IML Анна Макушева.
За последние два месяца наблюдается увеличение числа доставок. Оборот онлайн-продаж растет. Выиграют ритейлеры, успевшие выйти в онлайн, построить digital-отделы и наладить каналы доставки заказов.
«Под удар» попало то, что используется за пределами квартиры. Больше всех пострадал сегмент одежды и обуви – снижение составило 77%, товары для активного отдыха и рыбалки стали заказывать реже на 48%, подарки и сувениры – 33%.
Ограничения затронули пункты выдачи товаров, расположенные в торговых центрах. Эти меры вполне оправданы, поэтому мы вынужденно переехали в более доступные места, – отмечает Анна Макушева.