Долги литовских перевозчиков перед Sodra достигли 20,4 млн евро.

Рост стоимости энергоресурсов, нехватка работников и высокая инфляция приводят к ухудшению ситуации в транспортном секторе Литвы – с начала года значительно увеличилось количество транспортных компаний, задолжавших Sodra (аналог – ФСЗН в Беларуси). В июне общая задолженность компаний транспортно-складского сектора увеличилась на 3,7 млн евро по сравнению с январем, а число должников Sodra увеличилось на 1 308 компаний. Наиболее сложная ситуация сложилась для малых, малых и средних транспортных предприятий Литвы.

Эксперты уверяют, что ситуации могли бы способствовать более легкие процедуры найма работников из третьих стран, решение о снижении акциза на топливо, а также отмена коэффициента, применяемого к заработной плате командированных работников.

Данные о задолженности литовских работодателей перед Sodra, обобщенные компанией «Creditreform Lietuva», показывают, что в июне 2022 года общая задолженность предприятий транспортно-складского сектора перед Sodra составила 20,4 млн евро. В июне средняя задолженность перед Sodra одной транспортной компанией составила 6,8 тыс. евро. По сравнению с январем 2022 года общий долг компаний в этом секторе увеличился на 3,7 млн евро, а число должников Sodra выросло на 1 308 компаний.

По словам директора «Creditreform Lietuva» Саулюса Жилинскаса, цифры показывают, что в первом полугодии 2022 года ситуация в транспортной сфере несколько ухудшилась. Однако следует отметить, что с начала года средний долг на одну транспортную компанию перед Sodra сократился примерно на 3 тыс. евро. Перевозчики стараются максимально покрыть свои существующие долги, иначе может оказаться под угрозой принудительное взыскание долгов. Снижение средней задолженности транспортных компаний также может быть связано с тем, что власти после окончания пандемии коронавируса стали меньше терпеть корпоративные долги, т.е. с большей вероятностью будут предпринимать действия по взысканию долгов.

По словам Саулюса Жилинскаса, изменение грузопотоков и рост цен на энергоресурсы и рост зарплат способствовали росту общей задолженности литовских транспортных компаний перед Sodra.

На рынках мы наблюдаем чрезвычайно высокие цены на нефть и топливо, выросли цены на электроэнергию, а нехватка работников приводит к дальнейшему росту заработной платы в транспортном секторе. С быстрым ростом издержек и замедлением потребления на основных экспортных рынках перевозчики находятся под растущим финансовым давлением, для мелких перевозчиков балансировка финансов становится серьезной проблемой, что также увеличивает долги, – отмечает С. Жилинскас.

Вице-президент Ассоциации Linava Витас Бучинскас убежден, что Правительство Литвы должно принимать решительные решения и помогать перевозчикам в этот напряженный период, особенно видя растущие долги этого бизнеса перед государством.

Во многих компаниях почти пятая часть автопарка стоит неиспользуемой из-за отсутствия водителей-дальнобойщиков. В результате компании не получают часть дохода, не могут платить налоги государству, вынуждены продолжать платить за грузовики, приобретенные в лизинг, а долги продолжают расти. Поэтому очень важно принимать комплексные меры. Например, снижение акциза на топливо, как это сделали Испания, Франция, Италия, Бельгия и другие страны ЕС, так как это затормозило бы рост стоимости перевозок. Необходимо отменить квоты для граждан третьих стран, желающих работать, упростить и ускорить процедуры их трудоустройства. В пример следует взять Польшу, где рабочие из третьих стран набираются в течение недели, а у нас в течение нескольких месяцев, – говорит В. Бучинскас.

Ситуация в транспортном секторе Литвы значительно ухудшилась. Долги перевозчиков перед Sodra достигли 20,4 млн евро 1

Кроме того, в Литве больше не выдаются новые визы гражданам Беларуси, которые хотят работать водителями-дальнобойщиками. Между тем, соседняя Польша пользуется ситуацией, при которой из-за санкций ЕС транспорту в России и Беларуси запрещено осуществлять перевозки в Европе и многие водители в этих странах остались без работы, а в Польше, в отличие от Литвы, никаких сложностей с трудоустройствой водителей-дальнобойщиков из Беларуси нет. Таким образом, польские перевозчики получают больше водителей и помогают развивать экономику страны.

По словам В. Бучинскаса, необходимо пересмотреть действующий порядок применения коэффициента командировочных расходов – в настоящее время на командированных работников распространяется коэффициент 1,65 от минимальной месячной заработной платы и обязательного суточного пособия.

При постоянном повышении минимальной заработной платы работников в Литве и применении этого коэффициента заработная плата работников транспортной отрасли может подняться до уровня, когда литовские перевозчики станут неконкурентоспособными на западном рынке перевозок. Ничего не делая, транспортные компании по-прежнему будут вынуждены обосновываться за рубежом, где налоговая среда более благоприятна, а Литва потеряет налоги, – говорит В. Бучинскас.

Показатели задолженности литовских транспортных и складских предприятий перед Sodra

Январь 2022 Июнь 2022 +/-
Сумма долга перед Sodra, млн евро 16,737 20,417 +3,680 млн евро/+22%
Количество компаний-должников 1 681 2 989 +1 308/+78%
Задолженность перед Sodra одной транспортной компании, в евро 9 956 6 865 -31%

Источник: Creditreform Lietuva

ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!