Как украинско-российский конфликт повлияет на железнодорожные перевозки Китай-Европа?
В четверг, 24 февраля, российские вооруженные силы начали боевые действия на территории Украины, в т.ч. в городах Краматорск, Харьков, Одесса и Киев. Некоторые из этих регионов играют важную роль на Новом шелковом пути.
В последние несколько лет Украина пыталась восстановить свои позиции на Новом шелковом пути. После начала войны на Донбассе в 2014 году восточноевропейская страна приложила все усилия, чтобы завоевать доверие рынка железнодорожных грузоперевозок и привлечь объемы перевозок на свою территорию.
Попытки стали приносить плоды, поскольку все больше и больше компаний изучали транзит через Украину и внедряли новые маршруты и услуги. По данным «РЖД Логистика», в 2021 году на транзит через Украину приходилось 2% объемов контейнерных перевозок Китай-Европа по Новому Шелковому пути. Это число увеличилось по сравнению с 2021 годом, что свидетельствует о растущем значении страны.
Кроме того, председатель КНР Си Цзиньпин в январе 2022 года подчеркнул важность Украины для китайского транзита в Европу. Однако, 24 февраля 2022 г. с началом боевых действий между Россией и Украиной ситуация переворачивается, что приводит к новому статус-кво.
Железнодорожный экспедитор – компания PRO-LOG рассмотрела влияние украинско-российского конфликта на железнодорожные перевозки и приводит основные сообщения операторов рынка жд-перевозок.
DB Cargo Eurasia, а также DB Schenker разослала уведомление своим клиентам «Движение через Украину в настоящее время невозможно, но основной маршрут через Малашевичи остается открытым для движения».
Компании «Шелкового пути» делают все возможное, чтобы обеспечить клиентам безопасность основного коридора Китай-Европа через Беларусь и Польшу. Одной из таких компаний является китайский оператор New Silk Road Intermodal из провинции Сычуань. «Последние несколько лет мы не использовали Украину в качестве транзитной страны из-за местной ситуации, Беларусь и страны Балтии всегда были нашим первым выбором. Кроме того, железнодорожный маршрут настолько важен для Китая и России, что мы сделаем все возможное, чтобы ни один поезд в Европу не пострадал из-за ситуации в Украине», – говорится в сообщении оператора.
RailCargoGroup (RCG), грузовая дочерняя компания австрийской ÖBB, также прокомментировала ситуацию. «В настоящее время влияние на грузовые перевозки RCG отсутствует. Мы внимательно следим за ситуацией и при необходимости можем отреагировать на изменение товаропотока альтернативными маршрутами. На данный момент слишком рано оценивать конкретные последствия или сообщать о возможных мерах, поскольку ситуация может быстро меняться. Железнодорожные грузовые перевозки в Китай и из Китая в настоящее время также не затронуты (в качестве альтернативы – через Беларусь или Турцию).
Компания Neptune Logistics сообщила своим клиентам, что движение поездов через польскую границу Хрубешув через Изов (Украина) и прибытие в Славкув (Польша) полностью приостановлено. Поезда, прибывающие в Украину через другие страны, также приостановлены, отмечается в сообщении. В сообщении также указывется, что поезда по основному маршруту Казахстан – Россия – Беларусь идут в обычном режиме, хотя заторы на границе между Польшей и Беларусью могут увеличиться из-за изменения маршрута поездов, которые раньше шли через Украину.
HHLA провела вчера пресс-конференцию в 12.00, на которой сообщила, что с 24 февраля украинскими властями закрыт порт Одесса, в связи с чем операции на терминале HHLA в Одессе также приостановлены. Кроме охраны, все сотрудники сейчас дома. Их безопасность – наш главный приоритет, – говорит оператор.
Китайские компании также внесли свой вклад в украино-российскую ситуацию и продолжение услуг Нового Шелкового пути. Прямой поезд из Китая в Киев все еще ходит, однако сообщение между Сианем и украинским городом Чоп будет временно перенаправлено через Польшу.
Литовские логистические компании переживают трудный день из-за ситуации в Украине, – сообщил Томас Янкаускас из ACE Logistics. Транзит в/из Китая пока не нарушен. Однако отрасль опасается задержек на белорусском участке Шелкового пути. Это связано с тем, что Белорусская железная дорога может отдать приоритет перевозке военной техники, а не контейнеров. С другой стороны, правительство Литвы уже объявило в стране чрезвычайное положение. Янкаускас упомянул, что «на основе санкций ЕС, которые в настоящее время готовятся, мы можем увидеть серьезное нарушение железнодорожного сообщения между Литвой и Россией, поскольку европейские лидеры работают над полным запретом въезда в Россию».
ОТЛК ЕРА сообщает, что ни одна из ее услуг не пострадала (маршруты ОТЛК ЕРА не проходят через Украину). ОТЛК ЕРА управляет большинством грузовых железнодорожных перевозок на сети широкой колеи, включая Казахстан, Беларусь и Россию.
Метранс, приостановил грузовые железнодорожные перевозки через Украину еще с января 2022 года, когда началась нестабильность в регионе. «По крайней мере, все наши клиенты отменили свои поставки через Украину. В конце концов, это решение заказчика, и у большинства сейчас не все в порядке с транзитом через Украину». Но, как поясняет представитель Метранс, речь идет не только об Украине. «Уже были клиенты со штаб-квартирой в США, а также в ЕС, которые теперь отказываются от транзита через Россию и, следовательно, отказываются от использования поезда. Это, вероятно, окажет гораздо большее влияние на грузовые железнодорожные перевозки на Новом шелковом пути».
RTSB подтверждает, что клиенты отменили бронирование поездов через Украину. По словам оператора Нового Шелкового пути, в настоящее время поезда через этот регион не проходят. Поезда перенаправляются через Беларусь и Калининград. Грузовые железнодорожные перевозки по-прежнему проходят через эти погранпереходы, говорит Александр Баскаков, генеральный директор RTSB Россия.
По данным РЖД Логистика, в настоящее время особого влияния конфликта между Россией и Украиной на железнодорожные перевозки пока нет. Но поскольку ситуация нестабильна, то ситуация может быстро меняться, – говорит Юлия Косолопова. «Вчера вечером ситуация была совершенно иной, чем сегодня, и, может быть, сегодня вечером я дам другой комментарий. Но сейчас трафик Китай-Европа не остановлен, а украинский китайский транзит перенаправлен через Брест-Малошевичи. Однако многие обеспокоены, что в результате такого перенаправления могут возникнуть заторы и увеличится транзитное время».