Евразийский коридор является ключевым для перевозок Китай-Европа.
Скорость – одно из наиболее конкурентных преимуществ евразийского железнодорожного транзита по отношению к морским перевозкам.
Начиная с 2016 года, именно этот фактор позволил значительно нарастить объемы перевозимой продукции в составе контейнерных поездов из Азии в Европу через евразийский коридор, превысив официальные прогнозы. Отчасти роль играли и другие факторы, например, открытие нового перегрузочного терминала на китайско-казахстанской границе.
В 2021 году восстановление экономики в Азии и в Европе привело к росту спроса на логистические услуги на маршруте Европа-Китай, превратив его в самое быстрорастущее железнодорожное грузовое сообщение в мире. При этом к концу года объемы перевозок ОТЛК ЕРА приблизились к рекордному порогу в 1 млн TEU.
Алексей Гром, руководитель крупнейшего евразийского поставщика логистических услуг ОТЛК ЕРА, провел в последние недели прошлого года международную пресс-конференцию, на которой объяснил, что, несмотря на кризис, столь впечатляющий рост обусловлен стабильностью железнодорожного транспорта: «Одним из важнейших конкурентных преимуществ железной дороги перед другими видами транспорта является его способность сохранять стабильность даже в трудные времена. Во время пандемии стали очевидны те факторы, которые позволяют сделать выбор в пользу железной дороги: надежность, пунктуальность, экологичность и стабильность тарифов».
В 2021 году ОТЛК ЕРА осуществляла более 80 % железнодорожных перевозок по маршруту через Казахстан и Беларусь по широкой колее Нового Шелкового пути. До середины ноября объем перевозок компании из Европы в Китай и обратно составил 573 900 TEU (547 000 TEU в 2020 году), целевой показатель на 2021 год – 675 000 TEU.
«Каждый год наша компания перевозит все больше грузов между Европой и Азией, и по очень многим вопросам мы действительно являемся сегодня своего рода бенч марком для других коридоров, которые в настоящее время используют те технологии, которые мы начали применять в отношении длины и наполняемости поездов, в отношении сдвоенных грузовых операций на приграничной инфраструктуре, которые позволяют существенно сократить время, или в отношении развития дополнительных направлений для диверсификации грузопотоков и обеспечения достаточного запаса прочности под рост объемов перевозок», – комментирует Алексей Гром.
Общая стоимость товаров, перевезенных в сервисах ОТЛК ЕРА в 2020 году, составила 31,5 млрд долларов США. В 2021 году она увеличилась до 45 млрд долларов США и, таким образом, составила 5,5 % от стоимости торговли между Европой и Китаем.
«Наша бизнес-модель очень проста – говорит Алексей Гром. – С одной стороны, осуществляя ежедневное железнодорожное сообщение, мы создаем мост между Юго-Восточной Азией, Китаем и Европой. С другой стороны, используя инфраструктуру всех вовлеченных стран, мы соединяем самую длинную железнодорожную цепь на старом континенте протяженностью более 13 000 км, если рассматривать маршрут от Иу в Китае до Мадрида в Испании.
Самым интересным проектом, безусловно, является наш железнодорожный мост из Китая в Великобританию, пересекающий не менее 8 стран и использующий различные колеи и технологические системы. Наша доля рынка составляет более 80%, и мы отправляем до тридцати поездов ежедневно в обоих направлениях, из Китая в Европу и наоборот.
За последние пять лет наш ежегодный рост составил более 45%, а этот год мы планируем закончить с 25% ростом по сравнению с предыдущим годом». Среди наиболее важных товаров, перевозимых с Востока на Запад, – электротовары, продукция машиностроения и автомобильные запчасти. Кроме того, все чаще перевозятся материалы массового производства, такие как пластик, изделия из дерева, текстиль, оптические изделия и резина, а также материалы высшей ценовой категории.
В целом оборот контейнеров в сообщении между Европой и Азией (включая суда, самолеты и железную дорогу) оценивается порядка 24 миллионов TEU. При том, что растущие железнодорожные перевозки между Европой и Китаем составляют чуть более трех процентов от общего объема грузоперевозок на этом маршруте, они будут все больше дополнять доставку по морю. Тенденции, сопровождающие рост железнодорожных контейнерных перевозок, четко продемонстрировали, что необходимо направить усилие не столько на наращивание скорости движения поездов, сколько на расширение узких мест на пограничных переходах, а также диверсификацию грузопотоков.
«Чтобы не подорвать доверие грузоотправителей, еще раз хочу обратить внимание на важность скоординированной работы всех участников перевозок как на пространстве 1520мм, так и на сопредельных участках колеи 1435мм на фоне достаточно высокой загрузки провозных мощностей на сегодняшний день. Мы должны постоянно совершенствовать процесс перевозки и повышать конкурентоспособность железнодорожного маршрута. Если бы сегодня у нас были все необходимые мощности на европейских и казахстанских границах, общий объем перевозимых контейнеров мог бы быть еще на 20% больше», – утверждает Алексей Гром.
Очень высоким потенциалом обладает маршрут, проходящий через российский эксклав Калининград. Первые поезда ОТЛК ЕРА прошли по этому маршруту уже в 2018 году. С тех пор в регион пришел существенный поток грузов, повлекший, в том числе, инфраструктурное развитие региона.
1 октября в Калининградской области состоялось открытие нового транспортно-логистического центра «Восток – Запад» на станции Черняховск. С вводом нового терминала в эксплуатацию перерабатывающая способность станции Черняховск увеличится до 450 тыс. TEU в год. Калининградская область находится в центре Европы и имеет удобное транспортное сообщение, с развитым железнодорожным, автомобильным и морским транспортом.
Сервисы через территорию региона имеют большой потенциал роста благодаря возможности использования как инфраструктуры сухопутных погранпереходов, так и мультимодального сообщения через порты. Транзитный коридор через Калининград открывает доступ в множество стран Европы: Северная Европа, Скандинавия, Великобритания, страны Юго-восточной Европы – Венгрия, Чехия, Словакия и граничащие с ними страны. На сервисах ОТЛК ЕРА через Калининградский коридор мультимодальным сообщением уже отправлялись контейнеры в США.
Калининградская область стала по ценам, технологиям и транзитному времени конкурентоспособной для европейских, южно-азиатских и китайских клиентов. В этом году, по нашим прогнозам, объем перевозок ОТЛК ЕРА в калининградском направлении может превысить 120 тыс. TEU, – отмечает Алексей Гром.
8 декабря подписан Меморандум о сотрудничестве между АО «ОТЛК ЕРА», Калининградской железной дорогой, и морскими портами Калининградской области по вопросу организации контейнерных перевозок в сообщении Китай-Европа-Китай. Соглашение предусматривает гарантированный прием заявленных контейнерных поездов, а также своевременное исполнение всех грузовых операций, при условии привлечения дополнительного потока через область в объеме не менее 190 тыс. TEU в течение 2022 года. Инфраструктурные преобразования коснулись и терминально-пропускной способности на китайско-казахстанской границe: в начале июня здесь открылся новый перевалочный грузовой терминал – Dostyk TransTerminal с целевой мощностью в 700 тыс. TEU.
Интеграция в сфере железнодорожных перевозок между Европой и Азией Необходимость применения новых технологических решений в сфере железнодорожного транспорта была закреплена в ходе заседания Евразийского межправительственного совета и подписании 20 августа Меморандума о содействии устойчивому развитию транзитного потенциала и экологической безопасности железнодорожного транспорта государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В рамках договоренности ОТЛК ЕРА выступает в качестве пилотной компании по формированию экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС и практической реализации проекта Единой системы транзита товаров. Пилотные проекты с участием ОТЛК ЕРА запланированы и в сфере внедрения цифровых решений, а также апробированию эффективных IT-инноваций и технологий. В частности, в ноябре текущего года в сервисах ОТЛК ЕРА была осуществлена тестовая отправка порожних фитинговых платформ с применением только электронной накладной. Состав проследовал на маршруте Брест – Достык/Алтынколь.
Данный пилотный проект стал первым шагом по переходу на сквозной электронный формат транзитной накладной для перемещения грузов как по территориям стран – участников ЕАЭС, так и в перспективе на всем маршруте Китай – Европа – Китай. Среди возможных точек роста перевозок на евразийском направлении в ОТЛК ЕРА отмечают использование железной дороги для оперативного возврата порожних контейнеров.
В компании предлагают специальные тарифы на возврат порожних контейнеров, что является своего рода инвестициями в будущий рост объемов с Востока на Запад. Также точкой роста могут стать перевозки продовольственной продукции из европейских стран. Проект по перевозке товаров «санкционного списка», следующих транзитом по территории России с применением электронных навигационных пломб, был запущен уже в марте 2020 года.
По словам гендиректора ОТЛК ЕРА А.Грома, тренд на постоянное развитие и создание новых пропускных способностей и внедрения цифровых решений наблюдается одновременно и на европейском ж/д пространстве, и на пространстве широкой колеи 1520: «На железной дороге все взаимосвязано: если вы достигли высокой скорости на одном участке, но существуют сложности на сопредельном участке инфраструктуры, все усилия пропадают даром. Сегодня как никогда нужна интеграция ключевых игроков на рынке железнодорожного контейнерного транзита. Интеграция инфраструктур, технологий, компетенций.
Именно это становится ключевым фактором успеха для евразийской транспортной системы. Достигнутые хорошие результаты последних лет и устойчивый спрос на услуги со стороны грузовладельцев – надежная база для дальнейшего роста и развития партнерства. Партнерства, основанного на взаимовыгодной кооперации, профессионализме и общего желания сделать нашу индустрию еще более конкурентоспособной, а наш Евразийский континент – еще более успешным.
Чтобы быть в курсе всех событий, подписывайтесь на наш телеграм-канал.