Аналитика жд-перевозкам по Новому Шелковому пути.

Объемы перевозок на поезде между Европой и Китаем продолжали расти, в том числе в непростом 2021 году. За 2021 г. контейнерными поездами между Европой и Китаем было перевезено 1,46 млн TEU грузов, что на 29% больше по сравнению с 2020 годом. Эти цифры были обнародованы Китайской национальной железнодорожной компанией на этой неделе.

В то время как объемы грузов часто выражаются в TEU, количество поездов также часто используется для обозначения развития коридора. В 2021 году количество поездов между Европой и Китаем составило 15 тыс., что на 22% больше, чем в 2020 году. Причина, по которой этот темп роста отличается от показателя TEU, заключается в том, что большое количество грузов упаковывается и загружается более чем в один поезд на протяжении всего пути.

Измерение и сравнение объемов на Новом Шелковом пути всегда сложно, в первую очередь потому, что есть разные источники, сообщающие разные данные. Различия между этими цифрами связаны с тем, что у всех разное определение Нового Шелкового пути. В то время как некоторые считают TEU и количество поездов только на основном маршруте, другие суммируют все маршруты.

При этом мы решили представить в этой статье цифры китайских властей, поскольку это цифры, которые были опубликованы. Сначала мы более подробно рассмотрим груз, измеряемый в TEU, так как это дает более полное представление. 2021 год можно считать успешным с темпами роста в 29%, несмотря на продолжающуюся пандемию, сбои в цепочках поставок и значительные заторы на Новом Шелковом пути.

Однако, если сравнить это с темпами роста 2020 и 2019 годов, то результаты можно увидеть в другом ракурсе. В 2020 году темпы роста составили 56%, в этом году между Европой и Китаем было отправлено 1,135 млн TEU грузов. В 2019 году это было перевезено 725 000 TEU. Опять же, в 2019 году темпы роста составили 34%, что ненамного выше, чем в 2021 году.

Статистика по железнодорожным контейнерным перевозкам по Новому Шелковому пути за 2021 год 1
Источник: railfreight.com

Вывод о том, что 2020 год был исключительно удачным, можно сделать и по темпам роста количества поездов. Если в 2021 году количество поездов увеличилось на 22%, то в 2020 году – на 50%, а в 2019 году – на 50%.

Трудно объяснить эти различия, не оглядываясь на последние 10 лет. Рассматривая Шелковый путь, в основном считают объемы на основном маршруте через Беларусь, Казахстан и Россию.

Общий объем грузоперевозок, следующих транзитом по ширококолейной сети России, Беларуси и Казахстана, за 11 месяцев 2018 года составил 245 тыс. TEU. Это свидетельствует о росте на 58% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда это значение составило 155 тыс. TEU. Эти цифры указывают на продолжающуюся тенденцию, при которой объемы почти или более удваиваются каждый год. В 2015 году объем перевозок по данному маршруту составил 46 000 TEU, а в 2016 году он вырос до 104 500 TEU. В 2017 году общий объем составил 175 000 TEU. Если эта тенденция сохранится, объемы должны достичь миллиона TEU в 2020 году, – указывал представитель Объединенной транспортно-логистической компании – Евразийского железнодорожного альянса (ОТЛК ЕРА).

Статистика по железнодорожным контейнерным перевозкам по Новому Шелковому пути за 2021 год 3
Источник: railfreight.com

Причиной внезапного падения темпов роста в 2021 году могут быть заторы. Пандемия, как показал 2020 год, поначалу увеличила грузопоток по коридору, а не нарушила его. Отмена морских перевозок и закрытие границ для автомобильных перевозок привели к явному переходу на железнодорожные перевозки. Пандемия действительно положительно сказалась на евразийских железнодорожных грузоперевозках.

Однако этот успех привел к ограничению пропускной способности, что в сочетании с дополнительными пограничными проверками для предотвращения распространения коронавируса привело к перегрузке портов в 2021 году.

К счастью, существует множество проектов, направленных на улучшение ситуации. В отчете Китайской национальной железнодорожной группы за тот же год упоминалось, что она одобрила «реализацию проектов расширения пропускной способности и реконструкции Алашанькоу, Хоргос, Маньчжурия, Эрлянь и других портовых станций.

Чтобы быть в курсе всех событий, подписывайтесь на наш телеграм-канал.