БОЛЬШОЙ МЕЧТЕ — БОЛЬШАЯ МАШИНА, или Как женщины приходят в коммерческий транспорт

Женщины за рулем большегруза уже не вызывают такого удивления, как прежде. Общество меняет свое отношение: производители делают кабины более удобными, госрегуляторы отменяют ограничения, понимания становится больше… И правда, что в желании женщины работать в международных перевозках необычного? Вон, говорят, Валентина Терешкова в детстве мечтала стать «машинистом поезда». При этом, мечта не мешала девочке с музыкальным слухом играть на домре. А стала она, как известно, первой женщиной-космонавтом.

     Но легко ли современным женщинам реализовать свою мечту? О том, что как это происходит сегодня, речь шла на панельной сессии «Женщина — водитель коммерческого транспорта», прошедшей в сентябре в рамках крупнейшей в России и Восточной Европе международной выставки коммерческих автомобилей COMTRANS. Событие это явилось по-своему уникальным и знаковым: на подобном уровне тему в России подняли впервые. Одним из спикеров сессии стал ДМИТРИЙ ВОРОНЦОВ, директор белорусского ТЧУП «ЯНСТРОНГ» — компании, которая активно привлекает женщин на работу водителями-международниками. «МТМ» расспросил Дмитрия Михайловича о том, что он думает о месте в профессии представительниц пола, который принято считать слабым.

– Дмитрий Михайлович, можете вспомнить, как Вы рискнули взять на работу первую девушку-водителя?

–  (улыбается) Бойтесь своих желаний – они, как говорится, имеют свойство сбываться. А мне всегда хотелось, чтобы в компании работали девчонки-дальнобойщицы. И так случилось, что однажды к нам пришла молодая девушка с желанием работать водителем. Мы ее обучили…Сейчас она в нашей компании уже не работает: насколько мне известно, перешла на каденцию в Европу. Но этим все не закончилось: в «Янстронг» сейчас уже три девушки-водителя. Причем последнюю из них мы приняли на работу всего три месяца назад. И, возможно, еще две девушки пополнят ряды компании в ближайшее время.

БОЛЬШОЙ МЕЧТЕ — БОЛЬШАЯ МАШИНА, или Как женщины приходят в коммерческий транспорт 1

– К женщинам, которые трудятся водителями-международниками, сегодня повышенное внимание. В Европе это уже не диковинка — все больше наших западных соседей связывают привлечение женщин в профессию с решением кадрового дефицита в международных перевозках…

– У нас в компании кадрового дефицита нет в принципе! «Янстронг» старается беречь всех своих водителей, многие работают в компании уже по десять лет. Сейчас вот будем провожать на пенсию одного из наших первых дальнобойщиков, который пришел работать 15 лет назад. Мы внимательно относимся к нашим водителям, понимая, что только взаимное уважение и доверие могут дать результат в работе. Исходя из этого, и девушек приглашаем не для того, чтобы «залатать дыры», или потому, что, как считают некоторые, платить им можно меньше…Нет, у нас в компании для всех созданы равные условия. Просто я считаю, что любой человек, независимо от пола, должен иметь возможность заниматься любимым делом. Если человек будет любить свою работу и уважать предприятие… какая разница, какого он пола, роста или, сколько ему лет?

Конечно, любой девушке получить профессию водителя-международника пока непросто — и физически, и морально. У людей сразу возникает много вопросов. Почему ты решила этим заниматься? Почему ты не хочешь работать в офисе или быть домохозяйкой?.. А выделяться из толпы – это ведь всегда архисложно. Вот мы и решили поддержать девушек в их стремлении работать профессиональными водителями. И приятно, что наши мужчины-водители тоже откликнулись на это начинание и всегда очень хорошо относятся к девушкам, с удовольствием стажируют их, в работе помогают… Случаются праздники— поздравляют в чате компании…Очень здорово все это видеть! Мое мнение вот какое: и мужчина, и женщина имеют право на выбор профессии. Ведь, посмотрите весь мир сейчас идет к гендерному равенству. На футбольном поле в Лиге чемпионов женщина-судья уже никого не смущает. Во главе нашего, отечественного ООО«РАЙЗИНГ» из группы компаний R GROUP стоит молодая, красивая и умная Екатерина Босякова. Да и далеко за пределами Беларуси примеров таких хватает. Чего стоит только пример легендарной Маргарет Тэтчер, которая крепко держала в руках Великобританию… Почему же женщины-дальнобойщицы должны быть исключением, а?

– И все же, работа водителем-международником связана с довольно суровыми условиями и труда, и быта. В последнее время в Европе все больше обостряется проблема краж груза из автомобилей и даже грабежей…

– Будем откровенны: если ко мне на паркинге подойдут три крепких грабителя с монтировками и, не дай Бог, холодным оружием, мне не поможет, что я мужчина. Как в одиночку с ними справиться, будь я в Берлине, Милане или Барселоне? Или если в кабину пустят слезоточивый газ?.. Ни пол, ни рост в подобных ситуациях не спасет… Если люди идут на подобные преступления, они готовятся к ним заранее, и не высматривают специально на паркинге хрупкую девушку-водителя. У нас в компании на этот счет нет особых инструкций для водителей. Но водители стараются останавливаться на охраняемых стоянках. От водителей требуется находиться там абсолютно трезвыми и не вступать в конфликты с другими водителями или иными лицами. Я считаю, всегда нужно оставаться толерантными. А в экстренной ситуации вызывать полицию.

 Все, что угодно, может произойти в пути, и грамотный водитель старается просчитывать риски и сводить их к минимуму. Руководство компании, в свою очередь, старается просчитать логистику так, чтобы водители останавливались на безопасных стоянках и в выходные не простаивали, а отдыхали дома или находились в пути.

– Дмитрий Михайлович, чем Вы поделились с другими участниками тематической панельной сессии в Москве, и на что, возможно, сами обратили внимание в выступлениях других спикеров?

– У нас прошла «живая» дискуссия, диалог: мы задавали друг другу вопросы, обменивались опытом и мнениями. В основном участников сессии интересовало, как девушкам работается водителями в транспортных компаниях Беларуси, с какими трудностями при этом сталкивается перевозчик, что мы думаем о продвижении женщин в международных перевозках…

В этом смысле все просто: в команде «Янстронг» я рад видеть крутых девчонок, которые хотят вместе с нами открывать новые маршруты. А какие-либо проблемы всегда есть и будут – это нормально! И я бы даже назвал их не проблемами, а трудностями, которые наш бизнес сопровождают постоянно. Но не будет трудностей – будет неинтересно жить и работать, ведь правда?

Что за трудности? В той или иной степени девушкам-водителям непросто бывает в России. Хотя другой спикер панельной сессии – российская дальнобойщица и блогер Екатерина Маркова — наоборот, говорила, что она комфортнее чувствует себя на родине. Мы же своих девчонок стараемся далеко вглубь России не пускать. На «КАМАЗ», к нашему постоянному партнеру, в Набережные Челны, например, можно. Но в Челябинск или Магнитогорск отправлять девушек мы не решились бы. У наших девчонок основные маршруты – по Европе. Там, на мой взгляд, намного проще работать. Многие западные компании придерживаются нормальных европейских правил и навалом груз  тебе в полуприцеп складывать не станут. Да и бытовые условия на стоянках в Европе лучше, и там довольно спокойно воспринимают женщин-дальнобойщиц. В России же бывает, что десяток «водил» где-нибудь в лесхозе, садятся нога за ногу и делают ставки: встанет ли девушка-водитель на погрузку или не получится у нее…

Не хочется, чтобы к женщинам-профессиональным водителям относились предвзято и смотрели на них, как на пришельцев, которые ни с того, ни с сего оказались за рулем! Поэтому мне было приятно, что в Москве эта тема тоже волнует многих. Было видно, что люди начинают интересоваться, почему и как работают девушки за рулем. Какие у них могут быть сложности… И если мы эти вопросы будем чаще и на разных уровнях поднимать, то велика вероятность того, что проблемы начнут решаться. Ведь есть уже хорошие примеры таких подвижек! Думаю, именно благодаря девчонкам из «Янстронг» на погранпереходах сделали раздельные санузлы. И если к стоящим в очереди дальнобойщикам теперь приближается девушка, на нее уже не смотрят косо. Понимают – коллега!

Лично я и сейчас получаю много звонков из других городов Беларуси – из Бреста, из Новополоцка, из Витебска – от девчат, которые хотят работать водителями. Стараюсь помочь им трудоустроиться в родных городах. И если мы продолжим привлекать внимание к существующим проблемам женщин-водителей, то, может быть, еще десяток-другой девчонок решатся-таки осуществить свою мечту – прийти в эту сложную, но интересную профессию.

На сегодняшний день команда “Янстронг” приглашает девушек-дальнобойщиц.  Всю информацию можно получить по телефону +375 (29) 3404051.

Беседовала Наталья СЧАСТНАЯ

Источник: Газета “МИР ТЯЖЕЛЫХ МОТОРОВ”, выпуск №9 (573) от 30 сентября 2021г.