В Алашанькоу выявлены случаи заражения COVID-19, но поезда идут без задержек.
15 августа три человека дали положительный результат на COVID-19 в китайском Алашанькоу, основного погранперехода с Казахстаном. Случаи заражения являются тревожными новостями в Китае и часть влекут остановку трафика. Однако, пока железнодорожные грузовые перевозки не останавливались.
Прилегающая территория была быстро подвергнута дезинфекции и дальнейшему обследованию. Алашанькоу по-прежнему принимает и отправляет поезда China-Europe Express, и эффективность работы пограничного пункта в настоящее время не снизилась. Тем не менее, эпидемия может подорвать доверие логистических компаний к железнодорожному транспорту в случае остановки трафика.
Случай Алашанькоу отличается от того, что сейчас происходит в Нинбо, порту на восточном побережье Китая. Портовые власти Нинбо (закрыли контейнерный терминал Мэйшань 11 сентября, потому что у 34-летнего докера был положительный результат теста на COVID-19. Терминал должен снова открыться 1 сентября, это вызвало значительные сбои в доставке контейнеров по морю. Власти Китая объяснили, что закрытие терминала в Нинбо предотвратило вспышку COVID-19 в важном регионе.
По словам людей, знакомых с ситуацией, закрытие терминала в Алашанькоу не потребуется. China-Europe Express является приоритетной частью цепочки поставок и поэтому требует особого внимания. Кроме того, все процедуры таможенного оформления происходят онлайн, поэтому физическая таможенная процедура на границе отсутствует.
Однако пограничный пункт Алашанькоу также является пунктом перевалки, поскольку происходит изменение колеи. Но поезда, идущие на запад, обычно перезагружаются на казахстанской стороне границы, в Достыке. Кроме того, с этого года поезда, идущие на восток, также перегружаются на казахстанской стороне, поэтому эффективность этой процедуры не пострадала.
Безусловно, некоторые компании могут выбрать другие маршруты, чтобы избежать возможных рисков. Количество поездов Китай-Европа, идущих через Алашанькоу, увеличивалось на протяжении всей пандемии. Согласно последним данным таможни, только с января по июль 2021 года терминал обработал в общей сложности 3 561 поезд, рост грузопотока через Алашанькоу идет семь месяцев подряд.
На Алашанькоу приходится 33,1% от общего объема грузовых железнодорожных перевозок Китай-Европа. Это меньше по сравнению с долей, которую он имел в 2020 году в целом, когда на него приходилось 33,9% всего трафика. В I полугодии 2021 года лидером стал Хоргос с 33,4% трафика. Хотя разница невелика, это примечательное изменение, поскольку Алашанькоу традиционно является доминирующим пограничным пунктом.
Несмотря на то, что эффективность таможенного оформления в Алашанькоу с годами улучшилось, стремительный рост объемов евразийского трафика и дополнительные меры предотвращения COVID-19 вызвали заторы на пограничном пункте, что заставило многих операторов искать альтернативные пункты пересечения границы или маршруты. Чтобы уменьшить заторы, Китайская железная дорога регулярно делает ставку на поезда Китай-Европа. Например, с 16 августа по 31 августа границу могут пересекать только поезда Китай-Европа, все остальное движение перенаправляется или останавливается.
Для Казахстана заторы на границе принесли огромные убытки. Это особенно актуально для грузов, перевозимых в полувагонах, так как контейнерные перевозки имеют приоритетное значение. По данным Казахстанской бизнес-инвестиционной платформы, за последние 8 месяцев владельцы полувагонов потеряли более 13,12 млн евро. Кроме того, Казахстан сталкивается с серьезной нехваткой контейнеров.