Какие возможности откроются для бизнеса и на какие точки роста следует обратить внимание, обсуждаем с руководителем направления по автоматизации транспортной логистики и автобизнеса компании “Первый Бит” Кириллом Биктимеровым.
Разворот на восток предоставил широкие возможности для развития существующих компаний, а также открытия новых предприятий в освободившихся после ухода западных игроков нишах.
Вместе с тем обнажился ряд проблем, одной из которых является устаревшая система управления бизнесом, не позволяющая эффективно справляться с грузопотоком.
Многие компании по-прежнему ведут учет по старинке: на бумаге или, как максимум, в Excel. Такой подход не позволяет расти, развиваться, увеличивать и качественно обрабатывать поступающие заявки и запросы от клиентов. При расширении цепочек товаропотоков действовать в старой парадигме уже не получается. Здесь – два пути: либо автоматизировать бизнес-процессы и становиться сильнее, либо уступить более конкурентоспособным участникам рынка.
Бизнес-процессы, которые нуждаются в оптимизации, у подавляющего большинства транспортных компаний:
- Долгая обработка заказов от клиентов. Пожалуй, первая и основная «головная боль». Принять заказ, рассчитать, а также своевременно подготовить документы становится настоящим испытанием как для новых сотрудников, так и для бывалых. С учетом роста заявок становится сложнее контролировать своевременность подготовки всей необходимой документации, а также нельзя исключить вероятность появления ошибок ввиду человеческого фактора.
- Отслеживание статусов перевозки. Для обеспечения качественного сервиса принятые заявки нужно отслеживать. При отсутствии инструментов отслеживания теряется возможность вести контроль над процессами и, как следствие, над бизнесом, в целом.
- Ведение взаиморасчетов с клиентами и поставщиками в рамках одного окна. Не всегда самая очевидная проблема, но зачастую наносящая максимальный финансовый ущерб. Для компаний важно видеть не просто взаиморасчеты, а получать детализацию взаиморасчетов в разрезе сделок, перевозок, контрагентов и договоров. Решение этого вопроса делает бизнес для собственника более прозрачным, а потому позволяет вовремя принимать управленческие решения: отказ от работы с неблагонадежными клиентами или по финансово неперспективным направлениям.
- Мультивалютный учет. Заказчик платит нам в рублях, а далее начинается самое интересное: с одним перевозчиком мы расплатились в рублях, с другим в юанях, с третьим в евро. В условиях, когда курс меняется ежечасно – это становится проблемой.
На самом деле, список куда шире, однако, те или иные факторы разнятся в зависимости от размера и зрелости компании. Тем не менее, я выделил четыре основных, которые встречаются у каждой второй компании, занимающейся транспортно-экспедиторскими услугами.
В целом, транспортно-логистическая сфера переживает сейчас период преображения, а переход на современные системы учета и управления бизнесом без преувеличения стал главным условием роста.
Вывод можно сделать однозначным: технологический прогресс в транспортно-логистической отрасли не только не стоит на месте, но и активно развивается, предоставляя новые возможности для повышения эффективности и улучшения качества услуг. Те, кто опережает время и инвестирует в современные системы управления, получают явное преимущество на рынке. И тенденции показывают, что это только начало.