Взлет на падении: как транспортному бизнесу вырасти в период изменений

Какие возможности откроются для бизнеса и на какие точки роста следует обратить внимание, обсуждаем с руководителем направления по автоматизации транспортной логистики и автобизнеса компании “Первый Бит” Кириллом Биктимеровым.

Разворот на восток предоставил широкие возможности для развития существующих компаний, а также открытия новых предприятий в освободившихся после ухода западных игроков нишах.

Вместе с тем обнажился ряд проблем, одной из которых является устаревшая система управления бизнесом, не позволяющая эффективно справляться с грузопотоком.

Многие компании по-прежнему ведут учет по старинке: на бумаге или, как максимум, в Excel. Такой подход не позволяет расти, развиваться, увеличивать и качественно обрабатывать поступающие заявки и запросы от клиентов. При расширении цепочек товаропотоков действовать в старой парадигме уже не получается. Здесь – два пути: либо автоматизировать бизнес-процессы и становиться сильнее, либо уступить более конкурентоспособным участникам рынка.

Бизнес-процессы, которые нуждаются в оптимизации, у подавляющего большинства транспортных компаний:

  1. Долгая обработка заказов от клиентов. Пожалуй, первая и основная «головная боль». Принять заказ, рассчитать, а также своевременно подготовить документы становится настоящим испытанием как для новых сотрудников, так и для бывалых. С учетом роста заявок становится сложнее контролировать своевременность подготовки всей необходимой документации, а также нельзя исключить вероятность появления ошибок ввиду человеческого фактора.
  2. Отслеживание статусов перевозки. Для обеспечения качественного сервиса принятые заявки нужно отслеживать. При отсутствии инструментов отслеживания теряется возможность вести контроль над процессами и, как следствие, над бизнесом, в целом.
  3. Ведение взаиморасчетов с клиентами и поставщиками в рамках одного окна. Не всегда самая очевидная проблема, но зачастую наносящая максимальный финансовый ущерб. Для компаний важно видеть не просто взаиморасчеты, а получать детализацию взаиморасчетов в разрезе сделок, перевозок, контрагентов и договоров. Решение этого вопроса делает бизнес для собственника более прозрачным, а потому позволяет вовремя принимать управленческие решения: отказ от работы с неблагонадежными клиентами или по финансово неперспективным направлениям.
  4. Мультивалютный учет. Заказчик платит нам в рублях, а далее начинается самое интересное: с одним перевозчиком мы расплатились в рублях, с другим в юанях, с третьим в евро. В условиях, когда курс меняется ежечасно – это становится проблемой.

На самом деле, список куда шире, однако, те или иные факторы разнятся в зависимости от размера и зрелости компании. Тем не менее, я выделил четыре основных, которые встречаются у каждой второй компании, занимающейся транспортно-экспедиторскими услугами.

В целом, транспортно-логистическая сфера переживает сейчас период преображения, а переход на современные системы учета и управления бизнесом без преувеличения стал главным условием роста.

Вывод можно сделать однозначным: технологический прогресс в транспортно-логистической отрасли не только не стоит на месте, но и активно развивается, предоставляя новые возможности для повышения эффективности и улучшения качества услуг. Те, кто опережает время и инвестирует в современные системы управления, получают явное преимущество на рынке. И тенденции показывают, что это только начало.