Темпы снижения фрахтовых ставок по спотовым контрактам замедляются.
Ставки на контейнерные перевозки продолжают снижаться. Это последствия глобального экономического спада и инфляции в странах Запада, замедляющие потребительский спрос. В то же время сбоев в цепочках поставок становится все меньше. Предложение услуг растет, на а воду спускают новые контейнеровозы. Означает ли это, что предложение услуг превысит спрос, а индустрия океанских перевозок обречена на катастрофу? Ответ – нет!
Замедление темпов снижения фрахтовых ставок по спотовым контрактам свидетельствует о снижении спроса на перевозки. Перевозчики в Азии и Северной Европе шокированы «трагическими» прогнозами бронирования на ближайшие недели, которые напоминают период в начале пандемии, когда спрос упал на 25%, сообщает TheLoadstar. При этом ставки по долгосрочным контрактам сейчас выше, чем по спотовым, а по маршруту, например, в Северную Европу, остаются в 2 раза выше, чем два года назад. Если перевозчики достигнут коэффициента заполнения судов 70% и более, они все равно будут демонстрировать хорошую прибыльность каждого рейса. Это означает, что спотовые ставки могут упасть еще больше.
Но ситуация не однозначна. Например, анализ Джона МакКауна, оценивающего перевалки в сентябре в американских контейнерных портах, приводит к неожиданному выводу. На западном побережье перевалка импортных товаров сократилась на 17% год к году, в то время как порты на восточном побережье Мексиканского залива выросли на 6,6%.
Алан Мерфи, генеральный директор Sea-Intelligence, по-другому прокомментировал ситуацию: «Нет структурной поддержки высоких ставок на транстихоокеанском и азиатско-европейском торговом маршруте. Если перевозчики значительно не сократят вместимость, загрузка судов будет низкой».
В так называемом базовом сценарии Drewry на 2023 год указывается, что спрос на услуги контейнерных перевозок морским транспортом вырастет на 1,9%. Если же судовладельцы и лизинговые компании спустят на воду заказанные суда в соответствии с договорами и в срок, то пропускная способность увеличится на 34% год к году. Это будет означать обвал рынка для перевозчиков с огромным избытком предложения и угрозой дальнейшего падения фрахтовых ставок. Рыночный дисбаланс, вероятно может произойти в 2023 году. Однако в каком масштабе, пока не ясно. У перевозчиков есть как минимум четыре способа уменьшить потенциальный избыток пропускной способности по сравнению со спросом. Напомним, что они могут приостанавливать некоторые постоянные сервисы, снижать скорость судов, что ограничит их ротацию, могут утилизировать старые корабли и не продлевать истекающие контракты на фрахт.
Кроме того, другие рыночные условия кажутся им благоприятными. В частности, некоторые аналитики говорят, что они могут рассчитывать на глобальные задержки и сбои в цепочках поставок, поскольку портовая инфраструктура устарела. «Кроме того, по всей цепочке поставок по-прежнему ощущается нехватка рабочей силы», – отмечает Эстер Джерассим, экономический аналитик Торговой палаты Онтарио. В результате, несмотря на меньший масштаб, заторы в портах продолжают возникать и быстро не уменьшатся. Если на пике блокады в апреле этого года время прибытия товаров от пункта погрузки до сбора в порту назначения составляло около 115 дней, то в середине октября оно сократилось до 82 дней. Успех есть, но он умеренный.
Еще один факт свидетельствует о происходящих перебоях в работе транспорта. Экспедиторы по-прежнему сталкиваются с трудностями при отслеживании движения морских контейнеров.
Наконец, перевозчики могут рассчитывать на постоянные сбои в своих цепочках поставок. В основном речь идет о дисбалансе в цепочках поставок из-за ковида и забастовок.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!