Латвия ищет альтернативные грузопотоки.

Латвия и страны Балтии являются одними из наиболее пострадавших стран с точки зрения потерь объема железнодорожных перевозок с начала конфликта России с Украиной. Латвия столкнулась с резким падением объемов грузоперевозок весной и начала искать альтернативы. Страны Центральной Азии, такие как Казахстан и Узбекистан, были одними из первых и наиболее вероятных кандидатов на участие в стратегии диверсификации страны.

В рамках последних событий в области диверсификации грузопотоков Латвийские государственные железные дороги (LDz) и Рижский свободный порт подписали Меморандум о взаимопонимании с Узбекскими железными дорогами. Ранее Казахстан монополизировал интересы страны, поскольку, как и Литва и Эстония, Латвия видела в этой среднеазиатской стране выход из казавшегося тупикового положения.

В апреле министр транспорта Латвии Талис Линкайтс заявил, что «с осени 2021 года Латвия получает грузы из Казахстана, в частности, уголь. Более того, Казахстан ищет способы использовать Латвию в качестве альтернативы Санкт-Петербургу», и что «министерство усердно работает над переговорами с такими странами, как Казахстан, Узбекистан и Китай, для обеспечения наращивания грузопотоков».

Позже, публикуя данные о грузообороте портов за первое полугодие 2022 года, министерство транспорта Латвии продемонстрировало оптимистичную картину: объемы железнодорожных перевозок угля из Казахстана увеличились на 15,2% по сравнению с 2021 годом и эквивалентны 3,1 млн тонн груза.

Поскольку Узбекистан также участвует в железнодорожных грузоперевозках, Латвия стремится заручиться еще одним союзником и сохранить положение для своих распадающихся объемов грузоперевозок. С одной стороны, LDz «видит потенциал в увеличении объема железнодорожных грузов между Латвией и Узбекистаном, принимая во внимание сотрудничество до сих пор, заинтересованность обеих компаний на данный момент и уже начатую работу по привлечению грузов», – говорится в сообщении. слова ее председателя Мариса Клейнбергса.

С другой стороны, Рижский свободный порт ожидает «заметного потенциала для будущего сотрудничества с Узбекистаном и его национальной железнодорожной компанией», поскольку увеличение объемов перевозок между ними является очень позитивным фактором. В частности, с начала конфликта России с Украиной грузооборот с Узбекистаном в Рижском порту резко вырос, при этом из Узбекистана поступило 48,9 тыс. тонн грузов, в основном пластиковые изделия, орехи и фрукты, а также минеральные удобрения.

В этом смысле соглашения со странами Центральной Азии очень помогли Латвии. Однако более низкие, чем ожидалось, объемы перевалки, отмеченные балтийским государством в июле, и некоторые другие насущные проблемы доказывают, что Латвии нужно еще больше, чтобы поддерживать свои объемы и присутствие в цепочке поставок.

Уголь, уголь, уголь и еще раз уголь. Вот так сейчас выглядит железнодорожный груз в Латвии. И это имеет смысл по двум причинам. Во-первых, как уже было сказано, уголь из Казахстана является отличным источником объема и дохода. Во-вторых, ЕС, вероятно, столкнулся с самым масштабным энергетическим кризисом в своей новейшей истории, и уголь, похоже, должен сыграть каталитическую роль в его разрешении.

Тем не менее, в этой ситуации есть три момента, которые могли бы улучшить и обеспечить жизнеспособность латвийских портов и железных дорог. Во-первых, наибольшие потери объемов и доходов Латвии произошли из-за невозможности продолжать транспортировку российских нефтепродуктов из-за санкций.

Во-вторых, как подчеркнул на своем последнем заседании совет Латвийской ассоциации стивидорных компаний (LSA), если он хочет зависеть от угольных грузов, особенно когда он рассчитывает на разрешение кризиса в ЕС, то тарифы должны быть соответствующим образом скорректированы. Это шаг, который можно сделать с первого дня. При этом Латвия могла бы сделать свой рынок железнодорожных грузоперевозок более привлекательным с точки зрения ценообразования, чтобы частично гарантировать, что ее клиенты не будут рассматривать возможность изменения направления своих маршрутов.

Наконец, совет LSA высветил еще одну проблему. Это касается инфраструктуры. Несмотря ни на что, инфраструктура играет ключевую роль в любом виде транспорта. Однако, как бы ни росли объемы Латвии, без новой или модернизированной инфраструктуры она не может их реально обслуживать. Именно поэтому LSA рассчитывало, что часть выручки будет направлена ​​на содержание портовых сооружений, которые также могли бы частично обеспечить эффективную и своевременную перевалку угля, поступающего в порты по железной дороге, в другие пункты назначения.

ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!