29 июня в Минске стартовала Бизнес-встреча «Транспортно-экспедиционная деятельность в новых реалиях» в которой приняли участие, компании-перевозчики, экспедиционные компании, а также их клиенты (импортеры, экспортеры, ритейл).

Открыл мероприятие Дмитрий Курочкин (директор Центра LOGCONSULT, CEO INFOTRANS.BY). Он поделился некоторыми цифрами и новостями:

Правительство РБ:

  • $20 млрд – выпадающий экспорт;
  • +2,9% – рост ВВП на 2022 г. (план)
  • –3,4% – спад ВВП январь – май 2022 г.

Следственный комитет:

  • $15,6 млн перевозчики потеряли (UA) млн (120 угол. дел);

Россия:

  • $40 млрд (+35%) – товарооборот BY-RUS (2021 г.) (план в 2022 г. +25%/+$10 млрд)
  • +25% – рост товарооборота янв.-апр. 2022 г.

Китай:

  • $5,1 (+11%) – товарооборот BY-CH (2021 г.) (план в 2022 г. +15%/+0,8 млрд долл)
  • Янв.-апр. 2022 г. товарооборотувеличился на 9,7%

Всемирный банк:

  • ВВП Беларуси в 2022 г. упадет на 6,5%;
  • экспорт уменьшится на 14,2%;
  • импорт упадет на 18,6%.

По данным infotrans.by основные направления перевозок белорукских перевозчиков:

  1. китайское направление (Китай/Казахстан-ЕС-Китай) (+Монголия) (с парком на KZ и RUS);
  2. турецкое направление (Турция-РБ/РФ-Турция) (с парком на RUS – RUS-TR-RUS));
  3. российское направление РБ-РФ (+перецепки EU-RUS через РБ);
  4. внутри СНГ (BY/RUS-KZ/UZ/AZ/AM/GE);
  5. польское направление (EU/PL-RUS/KZ-PL/EU (с парком на PL, KZ));
  6. Ближний Восток (Иран, Пакистан, Индия);
  7. альтернативные маршруты (транскаспийский коридор через Казахстан, Азербайджан/Грузию, Турцию).

КИТАЙ (грузопоток растет)

ПРОБЛЕМЫ:

  • визы для водителей РБ;
  • дозволы CH для BY (где 1 тыс. дозволов для РБ?);
  • очереди на погранпереходах с Китаем (KZ, RUS, MN);
  • ограничения на погранпереходах в связи с covid-19;
  • некоторые МАПП CH-RUS закрыты (Олочи-Шивэй, Староцурухайтуйский-Хэйшаньтоу).

Россия без надежды на KZ решает вопросы с возращением к нормальной работе на погранпереходах CH-RUS (covid-19).

ТУРЦИЯ (грузопоток растет)

  • входит в число стран, через которые идет EU-санкционка в РФ/РБ;
  • RUS, EU, TR создают компании-прокладки через которые идут потоки товаров из EU в RUS;
  • различные схемы доставки: Стамбул/Самсун-Новороссийск (паром), TR-RUS (через Грузию).

Россия в 6 раз расширит пропускную способность пункта пропуска «Верхний Ларс».

РОССИЯ (грузопоток упал, предложение грузовиков растет, ставки упали)

  • BY-RUS-BY – показывает рост, но не так как хотелось бы);
  • EU-RUS – импорт из ЕС упал (санкции);
  • вопросы кооперации, импортозамещения, гос.закупок (РФ) идут очень сложно, нужно больше времени.

КАЗАХСТАН (грузопоток KZ-RUS/BY растет)

РИСКИ:

  • парк грузовиков RUS и BY компаний в KZ растет;
  • волнения местного KZ-бизнеса растет (КазАТО, Атамекен);
  • нехватка дозволов.

Доля грузовиков компаний-KZ снизилась до 31% (2022), против 52% (2017) – Правительство KZ. Доля BY и RUS – 40 компаний (40-50%) (по др. источникам). При этом, парк KZ – 7,5 тыс. /3-3,5 тыс. BY и RUS.

Казахстан – большие риски для RUS и BY бизнеса в KZ

INFOTRANS.BY: ситуацию в логистике оцениваем как «ОСТОРОЖНЫЙ ОПТИМИЗМ» 1

ПОЛЬША (импорт в РФ упал, предложение грузовиков упало, ставки выросли)

ПРОБЛЕМЫ:

  • санкционная война (ряд групп товаров под санкциями и идут через третьи страны);
  • новые грузовики в PL купить невозможно или +30% (если конечный бенефициар BY или RUS);
  • водители должны иметь код 95;
  • RUS – нужен парк на PL (для въезда в RUS).

Бел.перевозчики имея парк на PL либо парк на KZ могут делать бесшовные перевозки.

ВВЕДЕТ ЛИ РОССИЯ САНКЦИИ В ОТНОШЕНИИ ПЕРЕВОЗЧИКОВ ИЗ ЕС?

ЗА:

  • АСМАП;
  • Минтранс РФ.

ПРОТИВ:

  • производственники, импортеры;
  • ассоциации производственников, импортеров;
  • Минэкономразвития РФ.

РОССИЯ ИЗБРАЛА ПОЛИТИКУ НЕ МЕШАТЬ БИЗНЕСУ И ВВОДИТЬ ОТВЕТНЫЕ САНКЦИИ В ОТНОШЕНИИ ПЕРЕВОЗЧИКОВ ЕС ПОКА НЕ БУДЕТ.

INFOTRANS.BY: ситуацию в логистике оцениваем как «ОСТОРОЖНЫЙ ОПТИМИЗМ» 3

Альтернативные маршруты (транскаспийский коридор) (спрос есть, инфраструктура не развита)

ПРОБЛЕМЫ:

  • инфраструктура не развита;
  • две перевалки через Каспий и Черное море либо через Туркменистан и Иран и далее на Турцию.

Стоимость в среднем +3-5 тыс. долл к стандартному маршруту. Некоторые клиенты отказываются от традиционного маршрута (Нов.шелк.путь) по политическим мотивам.

В каких странах белорусские перевозчики и экспедиторы открывают компании:

  1. KZ (перевозчики – добавляют грузовики, экспедиторы);
  2. UZ (в основном – экспедиторы, перевозчики – добавляют грузовики);
  3. PL, LT (в основном – экспедиторы, перевозчики – добавляют грузовики);
  4. RUS (в основном малые компании (перев. и экс.) и ИП – регион 8, m3.by);
  5. MN (перевозчики).

INFOTRANS.BY: ситуацию в логистике оцениваем как «ОСТОРОЖНЫЙ ОПТИМИЗМ» 5

Поэтому, стратегия транспортной компании в текущих условиях должна быть скорректирована. Такая стратегия должна включать следующие направления:

  • в каких странах офисы, где будем открывать офисы/компании (как это решает проблемы оплат, развития сервисов/географии перевозок, условия ведения бизнеса в той или иной стране);
  • какие риски развитии компании в каждой из стран присутствия (SWIFT, рост налогов, санкции, расходы на персонал);
  • по каким странам возим, какие сервисы оказываем (исходя из кол-ва машин, дозволов и др. факторов, санкций);
  • какая маржинальность этих перевозок, сервисов (низкомаржинальные, нулевая маржинальность – что делать, нужны ли, сколько они будут низкомаржинальными) и др.

INFOTRANS.BY оценивает ситуацию как «ОСТОРОЖНЫЙ ОПТИМИЗМ», такой вывод сделал Дмитрий Курочкин в конце выступления.

ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!