29 июня в Минске стартовала Бизнес-встреча «Транспортно-экспедиционная деятельность в новых реалиях» в которой приняли участие, компании-перевозчики, экспедиционные компании, а также их клиенты (импортеры, экспортеры, ритейл).
Открыл мероприятие Дмитрий Курочкин (директор Центра LOGCONSULT, CEO INFOTRANS.BY). Он поделился некоторыми цифрами и новостями:
Правительство РБ:
- $20 млрд – выпадающий экспорт;
- +2,9% – рост ВВП на 2022 г. (план)
- –3,4% – спад ВВП январь – май 2022 г.
Следственный комитет:
- $15,6 млн перевозчики потеряли (UA) млн (120 угол. дел);
Россия:
- $40 млрд (+35%) – товарооборот BY-RUS (2021 г.) (план в 2022 г. +25%/+$10 млрд)
- +25% – рост товарооборота янв.-апр. 2022 г.
Китай:
- $5,1 (+11%) – товарооборот BY-CH (2021 г.) (план в 2022 г. +15%/+0,8 млрд долл)
- Янв.-апр. 2022 г. товарооборотувеличился на 9,7%
Всемирный банк:
- ВВП Беларуси в 2022 г. упадет на 6,5%;
- экспорт уменьшится на 14,2%;
- импорт упадет на 18,6%.
По данным infotrans.by основные направления перевозок белорукских перевозчиков:
- китайское направление (Китай/Казахстан-ЕС-Китай) (+Монголия) (с парком на KZ и RUS);
- турецкое направление (Турция-РБ/РФ-Турция) (с парком на RUS – RUS-TR-RUS));
- российское направление РБ-РФ (+перецепки EU-RUS через РБ);
- внутри СНГ (BY/RUS-KZ/UZ/AZ/AM/GE);
- польское направление (EU/PL-RUS/KZ-PL/EU (с парком на PL, KZ));
- Ближний Восток (Иран, Пакистан, Индия);
- альтернативные маршруты (транскаспийский коридор через Казахстан, Азербайджан/Грузию, Турцию).
КИТАЙ (грузопоток растет)
ПРОБЛЕМЫ:
- визы для водителей РБ;
- дозволы CH для BY (где 1 тыс. дозволов для РБ?);
- очереди на погранпереходах с Китаем (KZ, RUS, MN);
- ограничения на погранпереходах в связи с covid-19;
- некоторые МАПП CH-RUS закрыты (Олочи-Шивэй, Староцурухайтуйский-Хэйшаньтоу).
Россия без надежды на KZ решает вопросы с возращением к нормальной работе на погранпереходах CH-RUS (covid-19).
ТУРЦИЯ (грузопоток растет)
- входит в число стран, через которые идет EU-санкционка в РФ/РБ;
- RUS, EU, TR создают компании-прокладки через которые идут потоки товаров из EU в RUS;
- различные схемы доставки: Стамбул/Самсун-Новороссийск (паром), TR-RUS (через Грузию).
Россия в 6 раз расширит пропускную способность пункта пропуска «Верхний Ларс».
РОССИЯ (грузопоток упал, предложение грузовиков растет, ставки упали)
- BY-RUS-BY – показывает рост, но не так как хотелось бы);
- EU-RUS – импорт из ЕС упал (санкции);
- вопросы кооперации, импортозамещения, гос.закупок (РФ) идут очень сложно, нужно больше времени.
КАЗАХСТАН (грузопоток KZ-RUS/BY растет)
РИСКИ:
- парк грузовиков RUS и BY компаний в KZ растет;
- волнения местного KZ-бизнеса растет (КазАТО, Атамекен);
- нехватка дозволов.
Доля грузовиков компаний-KZ снизилась до 31% (2022), против 52% (2017) – Правительство KZ. Доля BY и RUS – 40 компаний (40-50%) (по др. источникам). При этом, парк KZ – 7,5 тыс. /3-3,5 тыс. BY и RUS.
Казахстан – большие риски для RUS и BY бизнеса в KZ
ПОЛЬША (импорт в РФ упал, предложение грузовиков упало, ставки выросли)
ПРОБЛЕМЫ:
- санкционная война (ряд групп товаров под санкциями и идут через третьи страны);
- новые грузовики в PL купить невозможно или +30% (если конечный бенефициар BY или RUS);
- водители должны иметь код 95;
- RUS – нужен парк на PL (для въезда в RUS).
Бел.перевозчики имея парк на PL либо парк на KZ могут делать бесшовные перевозки.
ВВЕДЕТ ЛИ РОССИЯ САНКЦИИ В ОТНОШЕНИИ ПЕРЕВОЗЧИКОВ ИЗ ЕС?
ЗА:
- АСМАП;
- Минтранс РФ.
ПРОТИВ:
- производственники, импортеры;
- ассоциации производственников, импортеров;
- Минэкономразвития РФ.
РОССИЯ ИЗБРАЛА ПОЛИТИКУ НЕ МЕШАТЬ БИЗНЕСУ И ВВОДИТЬ ОТВЕТНЫЕ САНКЦИИ В ОТНОШЕНИИ ПЕРЕВОЗЧИКОВ ЕС ПОКА НЕ БУДЕТ.
Альтернативные маршруты (транскаспийский коридор) (спрос есть, инфраструктура не развита)
ПРОБЛЕМЫ:
- инфраструктура не развита;
- две перевалки через Каспий и Черное море либо через Туркменистан и Иран и далее на Турцию.
Стоимость в среднем +3-5 тыс. долл к стандартному маршруту. Некоторые клиенты отказываются от традиционного маршрута (Нов.шелк.путь) по политическим мотивам.
В каких странах белорусские перевозчики и экспедиторы открывают компании:
- KZ (перевозчики – добавляют грузовики, экспедиторы);
- UZ (в основном – экспедиторы, перевозчики – добавляют грузовики);
- PL, LT (в основном – экспедиторы, перевозчики – добавляют грузовики);
- RUS (в основном малые компании (перев. и экс.) и ИП – регион 8, m3.by);
- MN (перевозчики).
Поэтому, стратегия транспортной компании в текущих условиях должна быть скорректирована. Такая стратегия должна включать следующие направления:
- в каких странах офисы, где будем открывать офисы/компании (как это решает проблемы оплат, развития сервисов/географии перевозок, условия ведения бизнеса в той или иной стране);
- какие риски развитии компании в каждой из стран присутствия (SWIFT, рост налогов, санкции, расходы на персонал);
- по каким странам возим, какие сервисы оказываем (исходя из кол-ва машин, дозволов и др. факторов, санкций);
- какая маржинальность этих перевозок, сервисов (низкомаржинальные, нулевая маржинальность – что делать, нужны ли, сколько они будут низкомаржинальными) и др.
INFOTRANS.BY оценивает ситуацию как «ОСТОРОЖНЫЙ ОПТИМИЗМ», такой вывод сделал Дмитрий Курочкин в конце выступления.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!