Казахстан готовится к увеличению трафика через Транскаспийский коридор

Казахстан наращивает инфраструктуру для увеличения трафика через Транскаспийский коридор.

Конфликт России с Украиной и последующие санкции вызвали значительные изменения в цепочках поставок на Новом Шелковом пути. В течение десятилетия Россия была ключевой транзитной страной для большинства контейнерных поездов, курсирующих между Китаем и Европой. Сейчас все больше грузоотправителей и грузоотправителей смотрят в сторону Среднего коридора, который обходит санкционную страну. Таким образом, Казахстан сможет обрабатывать больше грузовых перевозок, которые следуют через Транскаспийский коридор. Это будет невозможно без инвестиций в инфраструктуру.

Еще несколько месяцев назад Средний коридор, проходящий через регион Центральной Азии и Кавказа, не пользовался популярностью среди грузоотправителей, логистических компаний и экспедиторов. Большинство из них посчитали его неудобным маршрутом для перевозки контейнеров между Китаем и Европой. Но сейчас все изменилось, из-за конфликта России и Украины, этот коридор стал набирать популярность. Некоторые грузоотправители предпочитают доставлять контейнеры в Европу через Турцию, другие делают это через Румынию (используя паромное сообщение Грузия-Румыния).

Тем не менее, все контейнерные поезда Среднего коридора проходят через Казахстан, который в настоящее время укрепляет свои позиции в качестве транзитной страны. По данным Международной ассоциации транскаспийских международных транспортных маршрутов, перевалки в коридоре увеличатся в 6 раз, до 3,2 млн тонн. Поэтому правительство Казахстана придает большое значение инфраструктурным проектам с целью подготовки своей транспортной сети к обработке этого трафика.

Железная дорога играет ключевую роль в экономике Казахстана. В 2021 году поездами было перевезено 256 млн тонн грузов. В результате правительство страны активно инвестирует в развитие железнодорожной инфраструктуры. Например, в 2010-х годах было построено около 2500 км новых линий и модернизировано около 10 000 км существующих линий. В 2021 году государственный железнодорожный перевозчик и управляющий железнодорожной сетью «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) модернизировал около 600 км путей.

К 2025 году КТЖ намерен реализовать три ключевых инфраструктурных проекта, которые позволят устранить узкие места в национальной железнодорожной сети. Более того, эти инвестиции позволят перевозчику перевезти до 30 млн тонн транзитных грузов (ориентировочный объем на текущий год – 24,5 млн тонн).

Первый проект – строительство второго пути и электрификация участка Достык-Моженты. Это позволит увеличить пропускную способность линии в 5 раз, а грузовые поезда смогут курсировать по маршруту со скоростью 1500 километров в сутки (вместо 800 километров в сутки). Второй проект – строительство участка Дарбаза-Мактаараль, что позволит сократить транзитное расстояние до стран Центральной Азии. И третий железнодорожный проект – строительство железнодорожного обхода на станции Алматы. Это позволит разгрузить 30% перегруженную станцию в бывшей столице Казахстана и сократить время доставки до 24 часов.

Казахстан готовится к увеличению трафика через Транскаспийский коридор 1

Еще одним направлением инвестиций в инфраструктуру является развитие казахстанских портов Актау и Курык. В порту Актау, главном порту Казахстана на Каспийском море, уже наблюдается двукратный рост контейнерных перевозок: в феврале 2022 года он перевалил чуть более 1600 TEU, а в апреле это число почти удвоилось до 3000 TEU. Портовый оператор ожидает, что ежегодные объемы контейнеров также будут удвоены до 50 тыс. TEU.

Чтобы не отставать от растущего трафика, порт Актау планирует к 2025 году построить новый многофункциональный терминал, который оценивается примерно в €22,4 млн. Он будет иметь открытый складской двор в 80 тыс. В конечном итоге проект приведет к увеличению контейнерных перевозок до 100 тыс. TEU.

Вторым портом Казахстана является Курык, самый молодой морской объект в стране. Он был введен в эксплуатацию в декабре 2016 года. В настоящее время порт имеет достаточно свободных мощностей: его паромный терминал может обрабатывать до 4,1 млн тонн железнодорожных грузов, тогда как в 2021 году он обработал только 564 тыс. тонн). Между тем, на этот год запланированы некоторые изменения в портовой инфраструктуре. Планируется ввести в эксплуатацию 11,6 км подъездных путей, два новых причала и первую очередь терминала генеральных грузов. Полная реализация проекта, заключающегося в строительстве новых специализированных терминалов, позволит увеличить годовой грузооборот порта до 14 млн тонн и расширить номенклатуру переваленных грузов за счет генеральных, контейнерных и навалочных грузов, а также зерна и навалочных грузов.

ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!