06.04.2022 вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ, который внес изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Главная цель данных изменений – снизить административную нагрузку на предпринимателей по итогам проверок и административных расследований зафиксированных правонарушений.
В настоящей статье речь пойдёт о поправках, внесенных в КоАП РФ, благодаря которым предприниматели смогут сэкономить на штрафах.
- Исключено автоматическое привлечение к двойной ответственности за одно нарушение
Ранее административным органам было дано указание об обязательном привлечение юридического лица (например, перевозчика) к административной ответственности, если за такое же правонарушение ранее был привлечен водитель (если санкция статьи распространялась на водителя, должностное лицо и юридическое лицо).
То есть, до внесения поправок за одно и то же нарушение могли наказать и компанию, и виновное должностное лицо, и водителя.
Теперь в положение статьи 2.1 КоАП РФ внесены существенные изменения, согласно которым юридическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица ранее были привлечены к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законом меры для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, перевозчик (юридическое лицо) не будет привлечен к административной ответственности в случае, если к ответственности уже привлечены должностное лицо или водитель (иной работник) и им обеспечено соблюдение всех правил.
Правило работает и в обратную сторону: если организацию оштрафовали, то должностное лицо (сотрудника, управляющую компанию) повторно не накажут. Правда, такое правило распространяется исключительно на штрафы по пунктам 3,5 ст. 3.5 КоАП РФ (административное наказание в виде административного штрафа в сумме начальной цены от реализации товара, в сумме расходов на его приобретение или в размере начальной цены гражданско-правового договора, который заключили в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Пока остается не понятным, по каким критериям административные органы и суды будут определять невиновность организации. Возможно, их скоро уточнят или определят в обновлённой судебной практике.
Пример: Водителя оштрафовали по ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ на 3000 рублей за превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства. Эта статья предусматривает наказание еще и и для должностного лица в размере 25-30 тысяч рублей и для юридического лица – 250 – 300 тысяч рублей.
Чтобы компанию (юридическое лицо) не оштрафовали, необходимо доказать, что:
– компания приняла все меры, чтобы не допустить данное нарушение;
– водитель нарушил закон самостоятельно.
При выполнении этих условий юридическое лицо не будет привлечено к административной ответственности.
- Штрафы не будут суммироваться, если они обнаружены в ходе одной проверки
Раньше при совершении двух и более одинаковых нарушений, обнаруженных в ходе одной контрольной проверки, к административной ответственности привлекали за каждое правонарушение.
Теперь же в статью 4.4 КоАП РФ добавили новые правила назначения административного наказания в случае выявления двух и более нарушений при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия.
Если в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия выявлено несколько административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей КоАП РФ или одной статьей регионального КоАП, то наказание назначается как за одно административное правонарушение, если несколькими статьями КоАП РФ или статьями регионального КоАП – то по одной статье, которая предусматривает наиболее строгое наказание.
Однотипными нарушениями считаются те, за которые наказание вводится одной статьей КоАП РФ или одной статьей регионального КоАП.
Пример: Чтобы не платить страховые взносы с зарплаты, перевозчик (юридическое лицо) заключил с пятью работниками договор гражданско-правового характера (для оказания разовых услуг), а не трудовые договоры.
За это нарушение предусмотрен штраф для юридических лиц по п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в сумме 50 -100 тысяч рублей.
Несмотря на то, что работников пять и имеется пять нарушений, государственная инспекция труда в рамках одной контрольной проверки в соответствии с изменениями в КоАП РФ вправе возбудить только одно дело об административном правонарушении, исключая пятикратный размер штрафа в размере 500 тыс. рублей.
Если в ходе проверки выявят несколько административных нарушений, ответственность за которые установлена двумя и более статьями КоАП РФ или регионального КоАП, то наказание назначат одно, но по более строгой статье.
- Снижены штрафы для малых предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций
До 06.04.2022 все общества в России штрафовались одинаково. Но если крупные компании некоторые штрафы практически не замечали, то для маленьких компаний те же суммы штрафов могли привести к их ликвидации, а смягчить им наказание возможно было только в суде.
Новой статьей 4.1.2 КоАП РФ установлены особенности назначения административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям (далее – СОНКО) и субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, микропредприятиям (далее – МСП), согласно которым административные штрафы для указанной категории юридических лиц назначаются в размере, предусмотренном санкцией статьи для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (как для ИП).
В случае, если санкцией статьи КоАП РФ не предусмотрено назначение наказания в виде административного штрафа для Индивидуального предпринимателя, то наказание для МСП и СОНКО назначается в размере от половины минимального до половины максимального штрафа для юридического лица либо в размере половины административного штрафа для юридического лица в фиксированном размере.
Но есть ограничения: размер штрафа по этой статье КоАП РФ не может быть меньше минимального размера административного штрафа, предусмотренного для должностного лица.
Указанные правила не применяются при назначении административного наказания за административные правонарушения, за совершение которых лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность как юридические лица (например, по главе 16 КоАП РФ и ст. 12.21.1, 12.23, 12.31, 12.31.1, 12.32 КоАП РФ).
Также надо учитывать статус субъекта МСП или СОНКО, который организация должна иметь на дату совершения правонарушения. То есть МСП и СОНКО должны быть включены в единый реестр субъектов МСП и реестр СОНКО соответственно.
Пример: МСП нарушило требование пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима. Возник пожар, повреждено имущество и пострадали люди.
За это правонарушение ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ для юридических лиц устанавливает штраф от 200 до 400 тысяч рублей.
Рассчитаем, какой штраф будет у МСП.
Размеры штрафа по данной статье за рассматриваемое нарушение:
– для Индивидуального предпринимателя от 30 до 40 тысяч рублей;
– для должностных лиц от 15 до 30 тысяч рублей.
Штраф для МСП по новым правилам будет равен штрафу для Индивидуального предпринимателя, то есть 30 – 40 тысяч рублей.
Теперь сравним эту сумму с той, что установлена для должностных лиц – данный штраф не должен быть ниже 15 – 30 тысяч рублей.
Экономия для МСП в этом случае вышла существенной: по старым правилам максимальный штраф составлял 200 – 400 тысяч рублей, по новым – почти в 10 раз меньше!
- Замена реального штрафа на предупреждение для МСП
Новая редакция статьи 3.4 КоАП РФ обязывает применять правила статьи 4.1.1 КоАП РФ по замене административного штрафа на предупреждение некоммерческим организациям (НК) и субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), впервые совершившим административное правонарушение, даже если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено этой статей КоАП РФ.
При этом надо учитывать, что наказание в виде предупреждения не применяется, если совершенное правонарушение повлекло причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при наличии имущественного ущерба.
*Но надо иметь в виду следующую информацию для иностранных компаний.
В связи с тем иностранные малые предприятия не входят в российские реестры МСП, то правила статей 4.1.1 и 4.1.2 КоАП РФ, по мнению российских судов, не могут применяться к иностранным юридическим лицам. Хотя очевидно, что такие выводы судов не соответствуют положениям КоАП РФ (ст. 2.6 КоАП РФ).
Исходя из изложенного перевозчикам и другим юридическим лицам необходимо учитывать данные изменения в своей деятельности и обращать внимание должностных лиц административного органа на названные выше существенные изменения в КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
При возникновении спорных ситуаций при совершении административных правонарушений, обращайтесь к профессиональным транспортным юристам.
Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности, Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикациина нашем сайте.
Удачи на дорогах!
Владимир Мальгин
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»