Реагировать на изменения в сфере бизнеса лучше всего до того, как они происходят. Давайте же рассмотрим 5 трендов в индустрии логистики, приход которых в следующем году прогнозируют ведущие западные эксперты.
Тренд №1. Рост доли продаж напрямую потребителю
Первое, с чем придётся считаться компаниям, осуществляющим доставку товаров, – это растущая популярность подхода “напрямую потребителю” (D2C).
На это продолжает влиять обстановка с COVID-19, нанёсшая серьёзный удар по продажам через посредников. Всё большее число брендов организовывает свой бизнес так, чтобы производить, рекламировать и продавать свои товары напрямую потребителю.
В США прямые продажи достигли отметки в 111 миллиардов долларов в 2020 году и приближаются к 129 миллиардам в 2021.
Что это значит для логистических компаний?
В первую очередь, возрастание спроса на доставку. Несмотря на то, что D2C модель в идеальном виде подразумевает наличие собственного автопарка, предназначенного для доставки товаров, у производителя, в реальности далеко не каждая компания может его себе позволить. Тем не менее, отказаться от доставки в современной ситуации значит добровольно лишать свой бизнес необходимого преимущества.
Поэтому для транспортных компаний переход производителей к D2C – это возможность, которую стоит использовать. Контракты на перевозки на постоянной основе послужат симбиозу транспортников и изготовителей товаров.
Волноваться, что такая схема работы перестанет быть актуальной, когда эпидемия всё-таки завершится, не стоит – люди уже привыкли к совершению покупок (начиная от еды и заканчивая строительными материалами) онлайн у производителей и не станут отказываться от удобства.
Тренд №2. Использование интернета вещей
По мере развития интернета вещей (IoT) и технологий больших объёмов данных, вырастет эффективность логистики.
Интернет вещей – это сеть, в которой пересылка информации осуществляется устройствами без участия или при минимальной участии человека. Она упрощает процессы, не требующие постоянного людского надзора.
В сфере логистики интернет вещей решает проблемы внешнего контроля качества и открытости. Специалисты соглашаются, что при перевозках грузов – особенно на большие расстояния – возможность обеспечить качество и следить за состоянием партии товара и автомобиля в реальном времени станет одним из решающих конкурентных преимуществ.
Объяснением этому служит то, что с помощью интернета вещей компания сможет заметить проблему, как только та возникнет – и следовательно, сразу же её устранить. Например, “умный” (т.е., оснащённый подключённым к интернету вещей) грузовик сможет подать сигнал о возникшей неполадке, которую человек рискует не заметить до тех пор, пока она не станет более серьёзной.
Однако удобство и надёжность всё ещё остаются дорогими – полностью оборудовать парк автомобилей “умными” устройствами по-прежнему может себе позволить мало какая компания. Но по прогнозам, это может измениться уже в ближайшем будущем благодаря новым разработкам.
Тренд №3. Новые шаги на пути к самодвижущимся грузовикам
Искусственный интеллект, необходимый для того, чтобы водить грузовики в реальной обстановке, пока не существует. Согласно реалистичным предсказаниям, следующий год не станет последним, когда перевозить грузы всё ещё будут люди.
Тем не менее, ведутся работы над улучшением ИИ, и в них вкладывается всё больше средств.
Таким образом, компаниям, которые хотят остаться конкурентоспособными в долгосрочной перспективе, стоит уже сейчас начинать думать о беспилотных грузовиках. Как это сделать?
Эксперты рекомендуют обратить внимание на существующие технологии в этой области. Так, некоторые ведущие компании в США (в числе них Pepsi и Walmart) уже около трёх лет используют грузовики Tesla со встроенной функцией автопилота. Хотя она и не является полноценным ИИ и не может водить автомобиль в прямом смысле слова, она облегчает работу водителя с одной стороны и служит основой для сбора данных в дальнейшей разработке более совершенных систем беспилотных грузовиков.
Тренд №4. Забота об окружающей среде
Во всех сферах предпринимательства забота об окружающей среде перестала быть приятным бонусом и стала необходимостью – и перевозки не исключение.
Современные потребители всё ответственнее относятся к вопросам экологии и, в свою очередь, требуют того же от компаний, услуги и товары которых приобретают. Рост уровня осведомлённости общества о проблемах изменения климата и возобновляемости ресурсов сейчас является одной из наиболее важных и громких повесток.
И хотя однозначного доказанного мнения о масштабах и причинах изменения климата нет, потребители хотят знать, что своими действиями не ухудшают обстановку. Поэтому для любой организации так важно заверить клиентов, что её деятельность как можно меньше вредит окружающей среде, а сама компания участвует в “зелёных” инициативах (например, в посадке деревьев).
Согласно данным опроса, проведённого компанией McKinsey среди европейских и американских потребителей, 70% людей согласны платить больше за товары и услуги, произведённые и оказанные более экологичным образом (к примеру, упакованные в бумажную обёртку вместо полиэтиленовой).
Для транспортного бизнеса такое отношение людей может стать отличным преимуществом. Всё популярнее становятся электромобили, которые не выбрасывают в воздух такого количества вредных веществ, как бензиновые двигатели.
По прогнозам, именно кмопании, делающие акцент на своей экологической ответственности, продолжат завоёвывать новые рынки и в дальнейшем.
Тренд №5. Важность логистики “последней мили”
Логистикой “последней мили” называется последняя фаза доставки груза покупателю. Её также считают одной из основных зон роста для логистических компаний.
Момент доставки груза – это момент непосредственного (и финального) взаимодействия клиента с организацией, а именно с её рабочей этикой. В этот момент становится ясно, насколько компания соответствует своим заявленным способностям. Поэтому на основе именно этого момента потребитель в большей мере составляет мнение о поставщике транспортной услуги и принимает решение, стоит ли продолжать сотрудничество в дальнейшем.
Оптимизировать “последнюю милю” сложно: сказываются условия, на которые компания не может повлиять. К ним относится точное место доставки, состояние трафика в этот момент, особые условия конкретного заказа и т.д.
На сегодняшний день не существует единого способа решения этой проблемы. Среди предложенных вариантов расширение парка автомобилей с учётом различных возможных сценариев, включая приобретение более лёгких фургонов и даже мотоциклов для доставки небольших грузов в городских условиях. Понятно, однако, что такой совет не соответствует реалиям бизнеса каждой компании и не подойдёт многим из них.
Тем не менее, исследования по оптимизации “последней мили” ведутся и будут вестись в будущем году, так что, возможно, вскоре мы приблизимся к правильному ответу.
“Фабрика брендов” занимается продвижением и созданием сайтов. Наш девиз – не бывает невыполнимых заказов! Обращайтесь к нам, если хотите это проверить.