Утильсбор всему помеха

Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО) обратился к президенту страны с просьбой оказать содействие в решении проблемы ставок утилизационного сбора на седельные тягачи, которые выше действующих в Евразийском экономическом союзе. Это является серьезным препятствием обновлению подвижного состава, что снижает конкурентность по отношению к доминирующим, в том числе на местном рынке, коллегам из России и Беларуси.

В Казахстане утилизационный и сбор за первичную регистрацию были введены в 2016 году с целью защиты и стимулирования развития местного автопрома.

– Первичная регистрация по бэушной технике составляет 750 тысяч тенге (100 тенге – порядка 0,2 евро. – Прим. ред.). Плюс утильсбор – в среднем 1,6 млн тенге в зависимости от тоннажа, – комментирует ситуацию руководитель компании Vista Trans Куат Абаев. – Мы неконкурентны и теряем свой рынок. Открываются совместные российские, белорусские, турецкие, литовские предприятия. Уже сейчас, к примеру, при получении трансграничных заказов белорусские транспортные компании с 500–1000 машинами получают преимущество перед казахстанскими предприятиями, у которых парк в разы меньше. Когда несколько сотен единиц подвижного состава, удовлетворить спрос и потребность клиента значительно проще. На тендерах в Европе, к примеру, немецкие грузоотправители, зная белорусов, в первую очередь их привлекут на доставку.

В подтверждение и для сравнения КазАТО приводит действующие условия в странах – членах Евразийского экономического союза, направленные на стимулирование развития сферы международных автомобильных перевозок грузов. Так, ввозимые в Беларусь новые седельные тягачи экологического класса Евро-6 освобождены от утилизационного сбора и НДС. В России построено пять заводов по выпуску грузовых машин, в том числе магистральных тягачей.

Не отстают и региональные игроки. В конце 2020 года Узбекистан отменил утилизационный сбор для грузовиков, выпущенных не более четырех лет назад и отвечающих стандартам Евро-5.

С просьбой снизить утильсбор и убрать плату за первичную регистрацию Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан несколько раз обращался в правительство, администрацию главы государства и другие госорганы. В итоге недавно президент страны Касым-Жомарт Токаев поручил правительству рассмотреть размер действующих ставок, отметив:

– Утилизационный сбор – существенная финансовая нагрузка, которая негативно влияет на обновление автопарка. Отечественные предприятия теряют позиции, проигрывая коллегам из других стран. С 2017 года доля казахстанских транспортников на рынке международных автомобильных перевозок сократилась более чем в полтора раза.

По данным директора департамента логистики и перевозок Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Мурата Амрина, с 2016 года национальные операторы рынка грузовых транспортных услуг приобрели 819 машин.

– В среднем 136 единиц в год – это мизер. Если в 2017-м наша доля на рынке международных перевозок через Казахстан составляла 52%, то в 2020-м – 30–31%, – подчеркивает он.

Самое интересное начнется в 2025 году, когда транспортные компании стран ЕАЭС получат право на каботажные перевозки. Поскольку мы откроем для них внутренний рынок транспортных услуг – они в буквальном смысле смогут нас подавить своим мощным парком. Для Казахстана грузообразующая страна – Китай. Мы должны самостоятельно зарабатывать на трансграничных перевозках. Однако при отсутствии возможности обновления и пополнения подвижного состава рискуем остаться ни с чем, – резюмирует Мурат Амрин.

Для стимулирования покупки новых машин КазАТО предлагает смягчить действующие условия. В частности, применять коэффициент не более 11 к базовой ставке. Таким образом, максимально утильсбор составит 1,6 млн тенге по сравнению с нынешними 3,1–6 млн. За данное предложение выступают и в Национальной палате предпринимателей, уточняя свою позицию о снижении коэффициента для категорий грузовиков от 12 до 50 тонн до пяти – это порядка 700 тысяч тенге. Обе структуры инициируют также отмену сбора за первичную регистрацию, что поддерживают в министерствах финансов и национальной экономики.

Что касается снижения ставки утилизационного сбора, то государственные органы настроены категорически против, поскольку такой подход отразится на отечественном грузовом автопроме (в Казахстане есть производство КАМАЗ, сборка МАН). При этом местные производители не могут полностью удовлетворить потребность национальных транспортников в технике для международных перевозок грузов, которая составляет около тысячи автомобилей в год. В Ассоциации казахстанского автобизнеса сообщили такие цифры: производство грузовых машин выросло с 1634 единиц в 2017-м до 8240 – в прошлом году, выпуск седельных тягачей снизился за указанный период с 224 до 111. В январе – мае 2021-го было произведено 3044 грузовика против 2462 годом ранее, в том числе 68 магистральных тягачей.

Казахстанские транспортные компании сократили объемы доставок грузов в СНГ в 2017–2020 годах на 9,4%. В то же время перевозчики третьих стран нарастили грузооборот на 59%.

Журнал «Транспорт & Транзит»