Казахстан строит новую железнодорожную ветку, чтобы увеличить свой транзитный потенциал по Среднему коридору. Он проходит от Достыка у границы с Китаем до Мойынты у Каспийского моря. Строительство официально началось при поддержке общей суммы инвестиций в 1,69 миллиарда евро.
Об этом заявил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на VI Восточном экономическом форуме, который прошел в России на прошлой неделе. По его словам, Казахстан, как страна транзита товаров из Центральной Европы, полностью доказал свою экономическую привлекательность и надежность. Поэтому он взял на себя обязательство улучшать инфраструктуру и обрабатывать больше транзитных грузов.
Ожидается, что новая железнодорожная линия станет модернизацией Среднего коридора, который проходит через Казахстан и соединяется с Каспийским морем, где морской участок соединяется с портом Баку. Средний коридор должен принести особую пользу странам юго-востока Европы.
За счет модернизации и устранения узких мест на линиях следует увеличить объемы этого коридора. Ожидается, что строительство и электрификация линии Достык-Мойынты будет завершено в 2025 году, после чего пропускная способность коридора увеличится в 5 раз.
Напомним, Средний коридор был создан в феврале 2014 года и соединил Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию. Его главные порты на Каспийском море – Баку в Азейбаджане и Актау в Казахстане. В 2019 году контейнерные перевозки между этими двумя портами увеличились на 71%. За последние 3 года объем грузоперевозок в коридоре увеличился в 13 раз.
Средний коридор представляет собой важную альтернативу евразийскому движению. Несмотря на рост объемов, эти объемы не конкурируют с объемами на основном маршруте через Польшу и Беларусь. Страны вдоль маршрута имеют относительно плохую инфраструктуру и ограниченную пропускную способность, а время в пути намного больше.
Однако, нужно отметить, что транзитное время поезда Китай-Турция иногда может достигать 70 дней, а обратный путь – до 90 дней. В отчете Международного союза железных дорог (МСЖД) говорится, что инфраструктура линии не требует больших затрат, но время в пути неудовлетворительное, рынок ограничен, и трудно конкурировать с основной линией (евразийской через Польшу и Беларусь) в короткие сроки и время.