Доставку груза проследят

С 1 июля в Республике Беларусь вступил в силу указ о прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран. Решение о создании данного механизма государствами – членами интеграционного объединения было принято еще в 2019 году с целью предотвращения ввоза контрафакта, контроля ценообразования, повышения конкурентоспособности, обеспечения экономической безопасности. Предполагается также сокращение серого импорта, исключение уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей.

  • Прослеживаемость движения товаров на пути от производителя к конечному покупателю на внутреннем рынке ЕАЭС базируется на документальной идентификации и требует обязательного составления электронных накладных (эТН и эТТН) с передачей их через аттестованных EDI-провайдеров. Система включает два сегмента: внешний (наднациональный) – для обмена информацией о пересечении товарами границ стран-участниц и внутренний (национальный), обеспечивающий прослеживаемость импорта на территории отдельно взятого государства.

Вначале представим краткие разъяснения по наиболее часто задаваемым общим вопросам.

1. Перечни подлежащих прослеживаемости товаров утверждаются Совмином. Их два. В один входят являющиеся предметом информационного взаимодействия с государствами – членами ЕАЭС, в другой – сведения о которых являются предметом прослеживаемости.

2. Субъектам хозяйствования необходимо представлять в налоговые органы следующую информацию о включенных в перечни товарах:

  • имеющиеся остатки (необходимость, порядок и сроки устанавливаются Совмином);
  • произведенные (если сведения об их обороте – предмет прослеживаемости);
  • ввезенные с территории государств – членов ЕАЭС.

В установленных случаях информацию о производстве или ввозе с территории стран интеграционного объединения можно не представлять. Например, это касается товаров, используемых в качестве образцов и экспонатов на выставках и ярмарках; полученных в рамках иностранной безвозмездной или международной технической помощи; являющихся спонсорской поддержкой. Структура и формат сведений определяются Министерством по налогам и сборам.

Данные о произведенных и ввезенных с территории государств – членов ЕАЭС товарах необходимо предоставлять до 20-го числа месяца, следующего за месяцем дня производства или принятия на учет, но не позднее даты начала их оборота.

3. Под операциями, связанными с оборотом товаров, подразумеваются:

  • отгрузка или получение с мест реализации либо хранения по договорам купли-продажи, мены, предусматривающим реализацию и (или) передачу на территории Беларуси и (или) иных государств – членов ЕАЭС. Под отгрузкой понимается передача перевозчику для доставки субъекту хозяйствования, уполномоченному на получение на основании договора либо ином законном основании, или непосредственно такому субъекту хозяйствования;
  • отгрузка и (или) передача либо получение по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам, хранения, подряда, финансовой аренды (лизинга), коммерческого займа, оказания логистических услуг, включая отгрузку и (или) передачу либо получение с выставок, ярмарок на территории Беларуси и (или) иных государств – членов ЕАЭС. Исключение – отгрузки и (или) передачи на хранение в порядке и случаях, предусмотренных Положением о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного либо обращенного в доход государства;
  • использование в производстве и (или) транспортировка. Исключение – движения (перемещения) между структурными подразделениями субъектов хозяйствования, местами осуществления их деятельности (например, хранения и производства), выполняемой работниками организации или ИП, являющимися материально ответственными (ответственными) лицами, без выезда на автомобильные дороги общего пользования, выхода на земли общего пользования или в пределах торгового центра, рынка, строительной площадки.

4. При осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, которые включены в перечни, субъекты хозяйствования обязаны:

  • использовать электронные накладные;
  • представлять полные и достоверные сведения, подлежащие включению в систему прослеживаемости. Сбор, учет, хранение, обработка и контроль данных осуществляются в программном комплексе «Система прослеживаемости товаров» (далее – ПК СПТ);
  • вести количественный учет в единицах измерения, подлежащих указанию в электронных накладных.

Использовать электронные накладные и представлять сведения обязаны в том числе и реализующие организации.

5. Электронные накладные передаются через аттестованных EDI-провайдеров, которые осуществляют контроль и проверку соответствия установленным форматам, заполнения подлежащих указанию дополнительных реквизитов, а также наличия в ПК СПТ сведений об указанных товарах. При выявлении несоответствий следует отказ в передаче электронных накладных грузополучателю.

Кроме того, EDI-провайдер представляет в Министерство по налогам и сборам электронные накладные, в том числе созданные субъектами хозяйствования и реализующими организациями при обороте товаров, включенных в перечни.

  • Прослеживаемость товаров осуществляется на документарном принципе без нанесения на товар контрольно-идентификационных знаков. Товарам, подлежащим прослеживаемости, присваиваются специальные регистрационные номера партий товаров.

Теперь приведем информацию, поступившую от Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Субъектами хозяйствования, осуществляющими операции с оборотом подлежащих прослеживаемости товаров, должны использоваться электронные накладные. Под ними понимаются:

  • товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов, которые применяются при перемещении подлежащих прослеживаемости товаров внутри Республики Беларусь;
  • электронные сообщения, создаваемые грузоотправителем при отгрузке товаров в адрес организации, местом нахождения которой не является Беларусь, и (или) иностранного гражданина и (или) лица без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность, которые применяются при отгрузке подлежащих прослеживаемости товаров за пределы страны.

Требования указа распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь, иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное представительство.

Обязанность по использованию электронных накладных при осуществлении операций с оборотом подлежащих прослеживаемости товаров возложена на субъекты хозяйствования, выступающие грузоотправителями. Данный подход соответствует положениям пункта 3 статьи 7 соглашения, где указано, что к лицам, на которых возлагается обязанность по оформлению сопроводительных документов в виде электронных документов, а также представлению полных и достоверных сведений, подлежащих включению в национальную систему прослеживаемости, не относятся осуществляющие доставку прослеживаемых товаров на основании договора перевозки (транспортной экспедиции).

При этом в соответствии с пунктом 15 утвержденного указом Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров в случае осуществления международных автоперевозок товаров при использовании электронных сообщений требуется составление товарных накладных на бумажных носителях. Таким образом, ранее действовавший порядок документального оформления международной перевозки грузов для автомобильного перевозчика не изменяется.

Для предотвращения возможных негативных последствий в связи с отсутствием в национальной системе прослеживаемости информации о перемещаемом товаре (например, вынужденном простое транспортного средства при проведении проверки, конфискации груза и прочее) рекомендуется при приемке грузов к перевозке предложить отправителю предоставить подтверждение о составлении электронного сообщения и его направлении в национальную систему прослеживаемости либо закрепить такую обязанность при составлении гражданско-правового договора на оказание услуг по перевозке.

Соглашение вступило в силу 3 февраля 2021 года. В связи с этим, согласно положениям пункта 3 статьи 14 документа, реализация пилотного проекта по внедрению механизма прослеживаемости в Евразийском экономическом союзе может быть начата не ранее 1 марта 2022-го.

Журнал «Транспорт & Транзит»