Интервью директором Учебного центра «БАМЭ-Экспедитор» Вячеславом Котовым.

Вячеслав, кого обучает Ваш учебный центр? Кто является спикерами в учебном процессе? Повлиял ли covid-19 на количество обучающихся в Вашем центре?

Центр «БАМЭ-Экспедитор» на протяжении более 25 лет занимается подготовкой и переподготовкой работников и специалистов транспортно-логистической отрасли. Нашими слушателями являются:

  • водители, осуществляющие международные перевозки грузов (в том числе, опасных) и пассажиров;
  • специалисты, ответственные за организацию разного рода международных перевозок;
  • логисты и экспедиторы;
  • водители автомобилей-такси и специалисты в области перевозок пассажиров автомобилями-такси.

С учетом одного из наших приоритетов – практикоориентированности в первую очередь, лекции в Центре читают люди, реально занимающиеся на практике деятельностью в той сфере транспортно-логистического бизнеса, о которой они рассказывают в своих выступлениях. Например, лекции по устройствам тахографа читает специалист по их поверке, ремонту и наладке, лекции по режиму труда и отдыха водителей – сотрудник транспортной фирмы-перевозчика, лекции по складской логистике – специалист в этой области и так далее. От «теоретических изысканий» мы в своей работе по сути отказались, ориентируясь на те темы и практические задачи, которые интересны слушателям.

Безусловно, эпидемиологическая обстановка в этом году внесла свои коррективы в работу нашего Центра, как, впрочем, и в работу всей отрасли, пришлось активно применять новые формы обучения (дистанционную, заочную), а также практиковать онлайн-семинары. Имеет место снижение количества обучающихся по отдельным категориям слушателей. Не так актуально стало на фоне провального по сути туристического сезона в этом году обучение по вопросам международных перевозок пассажиров, есть сложности в работе с переподготовкой как специалистов, так и экспедиторов – в сложное время переподготовка кадров, к сожалению, далеко не первоочередная задача бизнеса.

Какая тематика семинаров сегодня наиболее популярна? Как вы взаимодействуете с компаниями-экспедиторами через Ассоциацию «БАМЭ»?

В отличие от программного обучения, в этом году (такая тенденция прослеживалась и ранее, но наиболее актуальным этот вопрос стал в этом году) наиболее популярен формат «точечных» семинаров, в ходе которых отдельная тема детально разбирается на семинаре с привлечением «узких» специалистов, как среди слушателей, так и лекторов. К примеру, экспедитора не так интересует вопрос контроля за соблюдением водителем режима труда и отдыха, выполнения требований разрешительной системы, а инженеру по организации международных перевозок не особо интересны тенденции рынка экспедиторских услуг и вопросы ценообразования в складской логистике, поэтому в семинарах они заинтересованы так сказать, «по специальности».

Ассоциация международных экспедиторов и логистики «БАМЭ» – учредитель нашего Центра, но кроме контроля за нашей деятельностью, оказывает нам всемерную помощь и поддержку как в информационном плане (информирование членов Ассоциации о нашей деятельности, организация сотрудничества), так и методическом. Благодаря тому, что руководство Ассоциации «БАМЭ» всегда идет на встречу и с пониманием относится к работе Центра, мы всегда можем привлечь с помощью Ассоциации новых лекторов, развивать также и новые направления деятельности, что, конечно же, не может не интересовать как членов Ассоциации, так и иных участников транспортно-экспедиционного рынка.

Проводите ли вы корпоративное обучение компаний транспортно-логистического сектора?

Да, мы открыты для любых форматов обучения и взаимодействия с нами партнерами по вопросам образовательной, рекламной, издательской деятельности. Набравший в этом году большую популярность формат тематических семинаров можно считать таким видом «корпоративного обучения» – по согласованию с заказчиком мы проводим занятия по той тематике, которая интересует его работников и всегда готовы рассмотреть вопрос новых форм и тем для своей работы.

Как вы оцениваете уровень подготовки водителей-дальнобойщиков?

Я не могу оценивать объективно уровень подготовки водителей, так как нужной для этого статистикой никто не обладает. Как оценить уровень подготовки: по количеству штрафов или их отсутствию, по критериям оперативности доставки груза по одному и тому же маршруту разными водителями, по скорости и грамотности заполнения «дазвола» или чему-то еще? В целом, могу сказать, что у нас в Центре обучаются люди с различным опытом работы, но для каждого есть всегда что послушать и узнать для себя что-то новое и полезное, как новичкам, так и «ветеранам».

А что с таксистами? Почему они сейчас практически не обучаются/не проходят повышение квалификации, хотя раньше стояла очередь?

Вся транспортно-логистическая отрасль переживает в настоящее время в разной степени определенные трудности, не стали исключением и перевозчики, занимающиеся перевозкой пассажиров автомобилями-такси. Пассажиропоток снизился, многие игроки ушли с рынка или существенно «ужались» по своим оборотам, попросту говоря: «меньше пассажиров – меньше таксистов». Определенную роль сыграл и фактор развития рынка перевозок автомобилями такси в направлении онлайн-сервисов: водители не видят особой необходимости проходить переподготовку самостоятельно, так как это не является важным фактором для их сотрудничества с операторами таких перевозок. Многие операторы такси не запрашивают при трудоустройстве документ о прохождении обучения по курсу перевозок пассажиров автомобилями-такси. Но мы готовы проводить такую подготовку на регулярной основе.

Логистический сектор сегодня очень разрозненный. Почему некоторые компании не следят за повышением квалификации своих сотрудников?

Каждая компания сама выбирает свой путь развития и первоочередные задачи для себя. Кто-то делает свою ставку на объемы, кто-то на индивидуальный подход к клиенту, кто-то вкладывает в технику, кто-то – в кадры. Многие руководители (и в ряде случаев это обоснованно – таковы законы рынка) полагают, что затраты на обучение и переподготовку кадров не такие уж и первоочередные, но есть и те, которые считают, что без грамотного персонала невозможно построить эффективный и прибыльный бизнес. Как говориться «мнения разделились», кто более прав – покажет время. Есть определенные сложности с тем, что периодическая подготовка одних специалистов контролируется жестче (например, в сфере перевозки опасных грузов), других – эпизодически, поэтому приоритет отдается обучению и переподготовке тех, кто находится под постоянным контролем со стороны контрольных органов.

Обучение на дипломы FIATA – популярно сегодня? Сколько человек прошли обучение по программам FIATA?

Подготовка к защите дипломов FIATA всегда была обучением, скажем так, не для всех. Как правило, подобные курсы интересуют тех, кто уже наработал определенный опыт в транспорте, экспедировании и логистике. В этом году, к сожалению, несмотря на наличие желающих пройти подготовку, такое обучение не проводилось в связи с карантинными мерами и эпидемиологической обстановкой не только в Беларуси, но и у наших соседей. Дело в том, что в структуру обучения входит так называемый «морской модуль», который проводится в морском порту – мы сотрудничаем в этом плане с нашими украинскими и литовскими коллегами, но в 2020 году подобный модуль провести было невозможно из-за закрытых границ. Но не теряем надежды на то, что в 2021 году обучение по программам FIATA будет проведено.

Планируете ли вы «уходить» в онлайн?

Полностью и насовсем – нет, так как живое общение слушателей и лектора сложно чем-либо заменить, а частично мы уже «в онлайне». Мы уже проводили подобные семинары, часть слушателей у нас обучалась дистанционно. Направление для развития перспективное, мы обязательно будем практиковать подобное обучение и в 2021 году.

Какие новые программы обучения предложит Ваш центр в 2021 году?

В 2021 году мы, конечно же, оставим свои «классические» наработки, но в планах и активное развитие узкоспециализированных тематических семинаров, о которых я уже говорил. Полагаю, попробуем поработать в части мультимодальных перевозок, морских и железнодорожных перевозок, не забывая, конечно же, автомобильные. Так же хотелось бы уделить внимание правовым и финансовым вопросам экспедиторской деятельности и более детально поработать над тематикой перевозок отдельных категорий грузов.

Несмотря на то, что 2020 год выдался довольно сложным и проблемным для отрасли, хотелось бы поздравить коллег с наступающим Новым годом и пожелать успехов в работе и, конечно же, благополучия и добра в личных отношениях, здоровья и счастью родным и близким!