Интервью с главой ГК «Дело» Сергеем Шишкаревым.
27 ноября 2020 года исполнился год с момента аукциона по продаже ОАО РЖД контрольного пакета «Трансконтейнера». Его приобрела ГК «Дело» за 60,3 млрд рос. руб. (942 млн долл), которая потом консолидировала и остальные акции оператора. О том, что за год произошло с «Трансконтейнером», как дальше будет развиваться группа, ее взаимодействии с FESCO и ОАО РЖД, рассказал глава ГК «Дело» Сергей Шишкарев.
Год назад Вы купили «Трансконтейнер». Как сейчас работает компания?
Для меня 27 ноября 2019 года, да и весь период подготовки к аукциону, было очень эмоциональным. В течение 2020 года группа консолидировала 100% акций «Трансконтейнера». Сложный для всех год стал для нас еще и годом интеграции «Трансконтейнера» в группу «Дело», выстраивания слаженной управленческой команды и совместной с нашими партнерами ГК «Росатом» проработки среднесрочной стратегии развития группы. Мы хотим максимально сохранить существующие успешные наработки «Трансконтейнера» и других активов и добавить новые. ГК «Дело» разработала и скоро представит свою стратегию, которая обобщает все наиболее перспективные пути нашего развития, цели и задачи.
Намерена ли ГК «Дело» покупать FESCO – целиком или долю?
Вопрос ожидаем, думаю, он один из главных для вас в нашем интервью. В последние два месяца все бизнес-сообщество с беспокойством наблюдает за корпоративным конфликтом внутри и вокруг FESCO. Причины волнения понятны – один из самых крупных контейнерных операторов России мог быть разрушен центробежной силой конфликта, это привело бы к серьезной турбулентности на рынке. И я очень рад, что острую фазу, особенно во Владивостокском морском торговом порту (ВМТП), удалось преодолеть. Конечно, FESCO еще долго будут оправляться от всего произошедшего, и я желаю коллегам побыстрее вернуться в нормальное русло, к плодотворной работе.
Я неоднократно и ранее говорил и сейчас от своих слов не отказываюсь: FESCO – очень интересный актив для ГК, что очевидно даже человеку, далекому от бизнеса контейнерных перевозок. Но на сегодняшний день никаких переговоров по этому поводу группой не ведется. Кроме того, есть масса других интересных активов для нас как в стивидорном бизнесе, так и в 3PL-перевозках.
Имеет ли ГК «Дело» какое-либо отношение к управлению ВМТП, соглашение о котором FESCO подписало с «Росатомом»?
Нет, группа никакого отношения к управлению ВМТП не имеет. «Росатом» – огромный конгломерат. И хотя в нашем капитале он владеет 30% акций головной компании ГК «Дело» – УК «Дело», это совсем не означает, что все решения менеджмента «Росатома» автоматически проецируются на нас. «Росатом» выполняет свою государственную задачу — развитие Северного морского пути. Если посмотреть с этой точки зрения на географию, то решение взять в управление ВМТП становится очевидным и понятным.
Как в целом у вас складываются отношения с ОАО РЖД?
После покупки «Трансконтейнера» вопрос взаимодействия с ОАО РЖД был и остается крайне важным и деликатным. В процессе подготовки сделки мы очень подробно оговаривали все ее условия, включая морально-этическую сторону дальнейшей совместной деятельности. Считаю, что на сегодняшний день с ОАО РЖД у нас выстроены нормальные рабочие отношения.
Вместе с тем в течение года мы дискутировали с железнодорожниками по ряду спорных и не совсем приятных для нас вопросов, включая возобновление перевозки контейнеров в полувагонах, тарифную политику, допуск «Трансконтейнера» к казахстанскому транзиту и, наконец, создание ОАО РЖД прямого конкурента «Трансконтейнера». По некоторым проблемам достигнута определенная ясность, другие до сих пор находятся в стадии проработки или отложены.
Считаете ли вы вероятным, что ОАО РЖД действительно создаст собственный аналог «Трансконтейнера»? Как это повлияет на ваш бизнес?
Полагаю, что время уже ответило на этот вопрос — в ноябре 2020 года зарегистрировано АО «РЖД Бизнес Актив». Исходя из заявленных целей его создания это и есть прямой конкурент «Трансконтейнера».
Группа считает ОАО РЖД стратегическим партнером и дорожит долгосрочными партнерскими взаимоотношениями, о чем свидетельствует подписание упомянутого соглашения. Поэтому создание нового игрока мы восприняли с большой озабоченностью. И дело не только в потенциальной потере доли рынка и, соответственно, прибыли. Как представляется, такой шаг менее чем через год после приватизации «Трансконтейнера» нарушает дух договоренностей, которые обсуждались на этапе подготовки и проведения конкурса по продаже его контрольного пакета, включая неизменность базовых условий рынка контейнерных перевозок в среднесрочной перспективе. Кроме того, он может дать негативный сигнал участникам рынка, включая иностранных инвесторов, которые потенциально хотели бы участвовать в приватизации государственной собственности под гарантии государства. В нашем случае, как вы понимаете, эти гарантии слегка размылись.
Как представляется, создание ОАО РЖД полноценного контейнерного оператора практически неизбежно приведет к монополизации рынка контейнерных перевозок (особенно с учетом доли в нем ОТЛК ЕРА и Федеральной грузовой компании), исчезновению мелких и средних игроков, работающих здесь. К тому же, по уже появляющейся в открытых источниках информации, новый оператор может получить от ОАО РЖД льготы на ремонт и приоритетный проезд по сети, что неизбежно нарушит принцип конкурентного ценообразования.
Одной из причин, по которым ОАО РЖД предлагало точечно повысить тарифы на контейнерные перевозки в 2021 году на 4,75%, называлась нехватка средств для реализации его инвестиционной программы. При этом параллельно железнодорожники вкладывают средства, пусть и с привлечением частного инвестора, в создание нового рыночного игрока в сегменте с высокой конкуренцией, где возврат вложенного и получение прибыли могут быть достаточно растянуты во времени (если, конечно, искусственно не создавать препятствия конкурентам).
Мы как контейнерный оператор считаем, что этот сектор и так достаточно конкурентен, а роль ОАО РЖД гораздо важнее в вопросах, где участие государства критически необходимо. В первую очередь речь идет о развитии железнодорожной инфраструктуры, которая не вполне справляется с растущими потребностями национальной экономики в быстрой и качественной логистике. Ряд вопросов вызывают у нас организационные и юридические составляющие действий по созданию нового оператора. Но сегодня об этом еще рано говорить.
Как складываются у ГК «Дело» отношения с «Росатомом»? Есть ли подвижки в области создания национального контейнерного оператора?
Весь прошедший год мы последовательно развивали партнерские отношения с «Росатомом». Естественно, работа шла преимущественно в организационном ключе, поскольку вхождение в наш капитал такого солидного госхолдинга произошло впервые в истории группы. Необходимо было наметить стратегические направления совместной работы. Именно поэтому «Росатом» активно включился в разработку стратегии группы. Как я уже говорил, стратегия находится на финальном этапе согласования, после ее утверждения советом директоров ГК она будет официально представлена СМИ.
Тем не менее уже сегодня наметились первые контуры интегрированного с «Росатомом» глобального транспортно-логистического блока. Об этом может свидетельствовать успешно развивающееся сотрудничество между российским атомным холдингом и группой «Рускон», которая достойно справляется с новой для себя проектной логистикой – доставкой части изделий, включая негабаритные, для строящихся за рубежом АЭС. В дальнейшем мы рассчитываем на логистическую обработку всех грузов, доставляемых для строительства «Росатомом» собственных атомных станций (кроме ядерного топлива), и здесь я вижу значительный потенциал для проявления синергии в звене «Росатом» – группа «Рускон» – «Трансконтейнер» – стивидорные активы группы.
Как идет реконструкция зернового причала КСК? Завершится ли она в следующем году?
Реконструкция, а точнее, создание нового глубоководного зернового причала КСК (глубоководный зерновой терминал компании DeloPorts) является важнейшей частью нашего инвестиционного проекта в Новороссийске, сопоставимой с открытым в прошлом году глубоководным причалом контейнерного терминала НУТЭП. Чем быстрее он заработает, тем быстрее капиталовложения начнут окупаться. На сегодняшний день строительство зернового причала осуществляется в графике, и мы собираемся торжественно открыть его в июле 2021 года.
Панирует ли ГК «Дело» продавать свою долю в КСК? В целом планируется ли продажа или перепрофилирование каких-либо активов?
Как и новый контейнерный причал НУТЭП, строящийся зерновой причал КСК станет уникальным, единственным такого уровня в Азово-Черноморском регионе, и, безусловно, такой актив вызывает интерес у разных участников рынка. Мы регулярно получаем разные предложения и обсуждаем их, однако говорить о конкретных сделках преждевременно.
Что касается заметных перепрофилирований, могу выделить передачу функций железнодорожного контейнерного оператора от группы «Рускон» в «Трансконтейнер». Такие действия закономерны и в плане избавления от внутренней конкуренции между холдингами, и в плане наращивания эффекта синергии. Сейчас группа «Рускон» специализируется на проектной логистике, экспедировании и пробует себя в качестве 3PL-оператора сборных грузов с передачей партнерских функций местным операторам.
Кроме того, совместно с партнерами из Maersk APM Terminals мы рассматриваем вариант перепрофилирования одного из универсальных терминалов Global Ports под более узкую специализацию («Моби Дик»).
В прошлом году вы не исключали возможность строительства флота и входа в судоходный бизнес. Сохраняются ли на сегодня эти планы, или это вы говорили в контексте проекта по созданию национального контейнерного оператора?
Мы всегда рассматриваем все возможности для расширения бизнеса. И создание собственной судоходной контейнерной линии не выходит за рамки потенциальных возможностей группы, в том числе в перспективе формирования национального контейнерного оператора. Понятно, что на сегодняшний день свои коррективы внесли и пандемия, и усилия, приложенные нами для интеграции «Трансконтейнера» в систему активов группы. Сейчас мы, что называется, в тонусе. А принятие столь ответственных решений, как создание собственной судоходной линии, требует холодной головы и четкого расчета. Обязательно вернемся к рассмотрению этого вопроса, когда ситуация стабилизируется.
Завершены ли кадровые перестановки в ГК «Дело»?
Сегодня могу сказать, да, завершены. 27 ноября мы ввели в совет директоров «Трансконтейнера» троих новых участников, и это стало последним крупным кадровым решением по руководству в группе после прошлогоднего расширения активов. Весь следующий год мы намерены трудиться сложившейся на сегодняшний день командой управленцев.
Каковы результаты деятельности ГК «Дело» в этом году?
Несмотря на пандемию коронавируса и общее падение мировой экономики, основные активы группы показали устойчивый рост. За десять месяцев контейнерный терминал «ДелоПортс» увеличил перевалку на 32% по сравнению с падением на 1% средней перевалки по рынку, контейнерооборот морских терминалов GlobalPorts вырос на 7,1%. Перевалка зернового терминала «ДелоПортс» за десять месяцев выросла на 38% при общем рыночном росте 26%. «Трансконтейнер» за текущий период сохранил долю железнодорожных контейнерных перевозок на российском рынке на уровне около 40%. И хоть есть объективные рыночные факторы, как органический рост контейнерного рынка, наверное, все же что-то мы делаем правильно.