Перевозки грузов из России в страны Средней Азии имеют свои особенности.
Возить грузы из России в страны Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) непросто, а иногда и опасно. Объемы перевозок из России в страны Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и др.) растут и услуга перевозки сборных грузов из России в южном направлении становится все более востребованной.
Как и любые международные перевозки, перевозки в страны Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и др.) имеют свою специфику. Водителю, чей путь лежит в Ташкент или Душанбе следует знать не только о правилах оформления документов на таможне, но и о местных порядках, о надежных стоянках, где можно отдохнуть, не опасаясь за сохранность груза, а также о дорогах, которых зачастую нет на карте. Не меньшее количество нюансов должно быть известно логистам и таможенным брокерам – иначе груз может не доехать до получателя.
Промышленное оборудование – типичный груз, который нередко отправляют в Узбекистан из России. Грузы бывают самые разные: как выражаются в логистике, от презерватива до парохода. Попадаются совершенно неожиданные вещи с двойным или тройным применением (это может быть важно, если одно из применений относится, к примеру, к военной сфере). Всегда нужно иметь понимание, можно ли груз штабелировать. У клиента может быть сорок ящиков, которые нельзя будет ставить друг на друга – тогда для их перевозки понадобится несколько машин. «Таких мелочей в логистике очень много».
В международных перевозках очень высока значимость правильного оформления документов. Часто грузоотправители допускают ошибки в оформлении документов. Иногда клиенты требуют предоставить документы, которые уже не используются, приходится объяснять что эти документы уже не действуют.
О времени доставки – рейс из Москвы в Ташкент груз доезжает примерно за 6 дней. До Узбекистана машины добираются через Казахстан, и здесь ухо нужно держать востро. В Казахстане ночевать нужно только на конкретных, выделенных стоянках. Казахстанская степь очень красивая, но без надобности здесь лучше не останавливаться. Особенно опасен участок от Уральска до Байконура, здесь до сих пор случаются нападения на машины, поэтому водители стараются преодолевать его в дневное время, ехать без остановок.
Чтобы избежать неприятностей, машины, следующие транзитом в Узбекистан, на российско-казахстанской границе нередко собираются в колонну и едут вместе – так безопаснее. В Узбекистане проблем с криминалом нет: народ здесь дружелюбный, а правоохранители взяток не берут, но здесь есть проблемы с дорогами.
Движение в Узбекистане очень трудное, сложное – много гористых участков, перевалов. На дорогах постоянно встречаются тележки, запряженные животными, объехать их бывает непросто. Если попадешь в ДТП, даже самое незначительное, машину отправят на штрафстоянку, и придется ждать суда. ПДД в Узбекистане очень строгие.
В Казахстане и Киргизии водителям приходится делать поправку на местный менталитет. Одно неправильно сказанное на стоянке может перерасти в конфликт. Если местным покажется, что иностранный водитель на стоянке проигнорировал их обращение или ответил невежливо, дело может закончиться разбитыми стеклами и поломанными зеркалами. Водители должны знать это и в такие ситуации не попадать.
Самой строгой страной Средней Азии без сомнения является Туркменистан. Таможенники здесь проверяют груз особенно тщательно. Проверить могут и телефон водителя, а если в нем найдут неприличные картинки (например, с изображением обнаженной девушки), дальнобойщика могут арестовать.
При въезде в страну на машину крепится специальный маячок, по которому ее будут отслеживать. Водитель не имеет права отклоняться от маршрута, и даже когда он приедет на терминал, ему нельзя будет выйти с его территории.
Перевозчикам, работающим в Средней Азии, приходится учитывать и межгосударственные отношения, которые иногда бывают напряженными. Между Узбекистаном и Таджикистаном не утихает дипломатический конфликт, связанный со строительством гидроэлектростанции на реке Вахш. Таджикистану она необходима для получения электроэнергии, но в Узбекистане боятся, что строительство сооружения приведет к обмельчанию реки Амударьи и ударит по сельскому хозяйству. Из-за этого конфликта Узбекистан запретил транзитную перевозку грузов, необходимых для строительства ГЭС.
В этом случае приходится возить эти грузы в обход, через Киргизию, через горные перевалы на высоте до 4 км. Зимой там условия экстремальные, фуры буксуют, на некоторые перевалы их приходится буквально затаскивать траллами.