INFOTRANS.BY продолжает серию публикаций по морским контейнерным перевозкам. Что вы знаете о взаимном страховании ответственности судовладельцев и P&I клубах?
Обратим внимание экспедиторов и логистов на не сильно освещаемые вопросы взаимного страхования ответственности судовладельцев. Страховое покрытие P&I клубов намного шире покрытия страховых компаний.
Чем отличается P&I клуб от страховой компании?
Когда возникает вопрос о страховании судна, часто спрашивают, чем P&I клуб отличается страховой компании и чем отличаются условия «клубного» страхования от страхования в обычной страховой компании.
Любой страховщик, получая страховые взносы формирует у себя страховой фонд из которого потом он возмещает денежные средства, в случае возникновения убытка, так называемых страховых случаев. P&I клуб не преследует целей получения прибыли, страховой фонд остается в распоряжении и хозяйственном использовании его участников (членов клуба). В случае же со страховой компанией, страховой фонд переходит в распоряжение и хозяйственное использование специально созданного финансового института (страховой организации), который ставит цели получения прибыли.
В современных условиях организацией взаимного морского страхования занимаются клубы взаимного страхования судовладельцев (Protection and Indemnity, сокращенно P&I club), имеющие характер некоммерческой организации. Другими словами это судовладельцы, объединившиеся в сообщество для страхования своих рисков. Премии, выплачиваемые в клуб формируют страховой фонд клуба из которого потом возмещаются убытки.
Стандартно клуб взаимного страхования первоначально назначает судовладельцам-страхователям авансовые (предварительные) страховые платежи (advance calls). Затем, могут последовать требования клуба к судовладельцам об уплате дополнительных страховых платежей (supplementary calls или additional calls). Эти требования клуба возникают, когда авансовых страховых платежей явного не хватает клубу для выполнения своих обязательств по выплате страхового возмещения по заключенным договорам морского страхования со своими членами. Кроме того, в отдельных случаях клуб может потребовать от судовладельцев-членов уплаты чрезвычайных страховых платежей (catastrophe calls), когда налицо огромные имущественные убытки (например, разлив нефти), требующие адекватного страхового возмещения.
Страховые платежи (взносы), уплачиваемые в страховую компанию обычно носят фиксированный характер и носят название premium income, страховые взносы, уплачиваемые клубу носят название call.
P&I клубы.
Клубы P&I – это неправительственные, неприбыльные, совместные ассоциации поставщиков страхования рисков на море своим членам, состоящих из судовладельцев, операторов, фрахтователей и моряков, работающих в компаниях-членах ассоциации.
Клубы взаимного страхования относится к ряду некоммерческих, бесприбыльных организаций. Их возникновение было продиктовано специфическими страховыми интересами, которые возникали у судовладельцев в ходе торгового мореплавания и которые по тем или иным причинам не могли удовлетворить страховые компании.
В настоящее время клубы взаимного страхования – это инкорпорированные ассоциации, действующие на основании уставов, определяющих характер и содержание их деятельности. Взаимоотношения между P&I клубом и его страхователями, членами клуба относительно вопросов морского страхования регулируются внутренними правилами, а также нормами международного морского права.
Решающее значение в практической профессиональной деятельности судовладельцев – членов клуба имеет сервисное обслуживание, которое предоставляется в связи со страховым случаем. Смысл предоставляемого сервиса – помочь членам клуба оперативно и квалифицированно решать вопросы в связи с возникновением убытков, а также предоставление финансовых гарантий. Гарантия клуба взаимного страхования – это уникальная форма обыкновения в международной торговле. Выставленная клубом гарантия, как форма обеспечения обязательств, принимается везде в мире.
Практическую ценность для судовладельца, вступившего в клуб, представляет сеть его корреспондентов. Современная тенденция в деятельности клубов взаимного страхования – это создание глобальной корреспондентской сети в крупнейших портах мира, готовой в любую минуту прийти на помощь судовладельцу в разрешении возникающих вопросов. Клубы взаимного страхования стремятся обеспечить доступ своих членов к этим глобальным сетям в круглосуточном режиме. В свою очередь, глобальные корреспондентские сети взаимодействуют с иной деловой инфраструктурой (адвокаты, сюрвейеры и пр.), которой располагают клубы. Тем самым, обеспечивая не только оперативный, но и комплексный подход к решению вопросов судовладельца.
Страхование P&I.
Страхование P&I (Protection and Indemnity Insurance) – это страховой полис, приобретаемый судовладельцами для выяснения отношений, защиты и решения вопросов по ответственности и претензиям, предъявляемым третьими лицами, экипажем и пассажирами в случаях аварий, столкновений, загрязнения окружающей среды, потери судна или груза, материального и морального ущерба, расстройства здоровья, телесных повреждений и увечий, смерти.
Сегодня существует группа, которая является не инкорпорированной ассоциацией 13 основных клубов и их аффилированных ассоциаций и перестраховочных организаций. Группу возглавляет представитель одного из действующих членов, избранный с трехлетней ротацией. Администрация и представительство группы координируется секретариатом, базирующемся в Лондоне и возглавляемой секретарем и исполнительным директором. Ежедневная работа группы осуществляется через большое количество подкомитетов и рабочих групп, которые занимаются широким спектром правовых, нормативных и страховых вопросов, и имеющих непосредственное влияние на судовладельцев, операторов и фрахтователей.
Полный список основных P&I клубов, аффилированных ассоциаций и перестраховочных дочерних компаний:
- American Steamship Owners Mutual Protection and Indemnity Association, Inc;
- Assuranceforeningen Skuld:
- Skuld Mutual Protection and Indemnity Association (Bermuda) Ltd;
- Gard P&I (Bermuda) Ltd:
- Assuranceforeningen Gard;
- The Britannia Steam Ship Insurance Association Limited;
- The Japan Ship Owners’ Mutual Protection & Indemnity Association;
- The London Steam-Ship Owners’ Mutual Insurance Association Limited;
- The North of England Protecting & Indemnity Association Limited;
- The Shipowners’ Mutual Protection & Indemnity Association (Luxembourg);
- The Standard Club Ltd;
- The Standard Club Europe Ltd;
- The Standard Club Asia Ltd;
- The Steamship Mutual Underwriting Association (Bermuda) Limited:
- The Steamship Mutual Underwriting Association Ltd;
- Sveriges Ångfartygs Assurans Förening / The Swedish Club;
- United Kingdom Mutual Steam Ship Assurance Association (Bermuda) Limited;
- United Kingdom Mutual Steam Ship Assurance Association (Europe) Ltd;
- The West of England Ship Owners Mutual Insurance Association (Luxembourg).
Почему важно P&I страхование?
Три главных элемента судоходства: судно, моряки и груз. И один элемент, который тесно связывает выше указанные – это риск, возникающий при перевозке грузов судами, управляемыми моряками.
В связи с фактором риска, судовладельцы могут столкнуться с огромными убытками, если их судно будет фигурировать в какой-либо аварии, связанной с повреждением или потерей судна, груза или загрязнением моря. P&I клуб обеспечивает гарантированную страховую компенсацию морякам по любым выше сказанным причинам. Конечно же, риски, связанные с жизнью моряков, расцениваются превыше всего, и поэтому P&I страховка является очень важным аспектом мореплавания. Человеческая жизнь в море – наиболее ценная составляющая, которая может подвергаться рискам по болезни, повреждению или увечью, связанными с аварийными случаями, или даже смерти.
Предоставляемое P&I клубами покрытие все время развивается. Оно начиналось как защита от ответственности при столкновениях, а на сегодняшний день покрытие охватывает множество случаев, связанных с человеческой деятельностью на море и обеспечивает возможность морского судоходства по всему миру, включая экологически чувствительные уголки земного шара, где вопросы загрязнения моря и подъема затонувших судов являются приоритетными задачами.
Морская индустрия продолжает свое развитие, и в то же самое время P&I клубы объединяются для обеспечения рисков по невыплате заработной платы членам экипажа, и они же сейчас решают, как лучше всего защитить членов клубов от так называемых кибер-рисков. Но в течение всего времени одна вещь остается неизменной: страхование предоставляется на взаимной основе.
Какие риски покрывает P&I страхование?
В числе исков присутствуют следующие:
- повреждения, увечья, заболевания и смерть члена экипажа или пассажира;
- компенсация по репатриации (возвращению домой) и смене экипажа;
- возмещение потери личных вещей моряка или пассажира;
- медицинские расходы и больничные;
- «безбилетные пассажиры» и их репатриация;
- иски по повреждению или утере груза;
- невозмещаемые убытки;
- ответственность при столкновениях;
- повреждение стационарных и плавучих объектов на море, а также морской флоры;
- ответственность по буксировке;
- подъем затонувшего судна;
- спасательные операции;
- гражданская ответственность по разливу нефти и загрязнению окружающей среды;
- различные штрафы, связанные с деятельностью судна и экипажа.
Таким образом, клубы взаимного страхования (P&I клубы) предоставляют страховое покрытие, которое намного шире покрытия, предоставляемого страховыми компаниями. Страхование P&I клубами предоставляется на взаимной основе, члены клуба формируют страховой фонд путем уплаты страховых взносов. В отличие от страховых компаний, P&I клубы не являются коммерческими организациями, весь страховой фонд остается в распоряжении и хозяйственном использовании его участников (членов клуба).
Подробно о морском страховании и других нюансах морских контейнерных перевозок можно почитать в книге «Морские контейнерные перевозки», изданной в издательстве «Амалфея». Пособие для экспедиторов транспортных, специалистов по контейнерным (мультимодальным) перевозкам, логистов, специалистов по ВЭД. Полная информация по книге ЗДЕСЬ.
Вас заинтересовала книга? Напишите нам, и вы получите книгу с доставкой: +375296399698 (viber, telegram, whatsapp), e-mail: info@logconsult.by.