С момента запуска завода по производству легковых автомобилей Belgee прошло всего 3 года.
Белорусский завод Belgee самый современный в Беларуси. Новые здесь не только цеха и оборудование – многим сложно было включиться в непривычный для белоруса формат. Ведь предприятие совместное, с китайским капиталом. Соответственно, здесь работают также и специалисты из Китая.
Завод начинал работу на площадях «Автогидроусилителя» в Борисове. Уже потом построили новый завод. Производство новое, современное, молодежь сюда стремится, работать здесь престижно. Видно, что завод новый – повсюду аккуратный газон, чистые стены, внутри все блестит. На предприятии работают в большинстве молодые люди, средний возраст – 31 год. Всего на Belgee работает более 1400 человек.
Сам инвестпроект рассчитан до 2026 г. И если в 2018 г. говорили о том, нужны ли эти машины, то уже в 2019 г. мы успешно продали 20 тыс. Geely. Несмотря на карантин в связи с пандемией covid-19, в I полугодии 2020 г. мы произвели 9,6 тыс. машин и что важно, их успешно реализовали. Ни объемы производства, ни экспорт не уменьшили в период covid-19. К слову, на экспорт поставлено продукции на 57 млн долл. Ставим цель так же сработать и во II полугодии. В прошлом году доля рынка составляла 11%, а за I полугодие 2020 г. уже 17,5%. Хотим выйти на 20%. Для этого нужна стабильность, т.е. чтобы работали банки, была налажена транспортная инфраструктура, поступали комплектующие. Сейчас предприятие выпускает 4 модели автомобилей, а в ноябре 2020 г. презентуем еще 2 новые можели (бюджетную и кроссовер премиум-класса). Наряду с этим главная цель – наращивание производства, – отмечает директор СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский.
Многое на заводе удивляет. Например, в цехах есть «таблица следов». Утром все работники выстраиваются на так называемую перекличку. У каждого есть свое место – следы на полу. Проверяющий видит, кто на работе, а кто отсутствует. В Беларуси бригады небольшие, до 20 человек, а на аналогичных предприятиях в Китае 80. Каждый стал на свое место, никаких перекличек по списку не требуется.
Сварочный цех – самый автоматизированный на заводе. Там люди выполняют минимум функций, среди которых – контроль качества и сварка деталей в тех местах, куда не может добраться робот. К примеру, в сборочном цехе почти вся работа выполняется вручную. Автоматизирован лишь один процесс – нанесение клея на контур лобового стекла. Человек не смог бы выполнить эту работу с максимальной точностью. Остальное делают руки рабочих. Здесь задействовано более 200 человек. Цех сборки включает в себя три линии: интерьера, шасси и финальную. Сборочный цех выглядит не так футуристично и эффектно, как сварочный.
На конвейере линии шасси машина получает всю техническую начинку: подрамник с двигателем, мост, все патрубки, системы безопасности (ABS, ESP) и прочее. Фактически здесь будущий Geely получает «сердце», и под капотом автомобиля наконец перестает гулять эхо. С этого участка модель поступает на финальную линию.
Наполнение машины происходит на конвейере. Тут своя специфика – от тебя зависит производство всего конвейера. Зевать некогда. Нужны четкость и слаженность действий. Слесарь механосборочных работ выполняет не одну операцию. Например, сегодня он прикручивает защиту картера двигателя, завтра будет ставить передний бампер, а потом – радиаторы. Вообще, бытует мнение, что если ты поработал на Belgee, тебя возьмут на любое производство.
Самое сложное – привыкнуть к жесткой дисциплине. Ходить можно только по выделенному зеленой линией. У каждой тележки с деталями свое место, все подписано, везде порядок.