Латвия недовольна новыми правилами в области автогрузоперевозок, утвержденными Европарламентом 9 июля 2020 г.
Напомним, Латвия, Эстония, Литва и еще шесть стран, находящихся на периферии Евросоюза, выступали против принятия Пакета мобильности. Перевозчики стран Восточной Европы могут оказаться в крайне невыгодном конкурентном положении не только с компаниями Западной Европы, но и с третьими странами. Ведь компании из Турции, Сербии, Молдавии, Украины, Беларуси и России не будут затронуты Пакетом мобильности.
Пакет новых правил, регулирующих сектор грузовых автоперевозок на территории ЕС, убьет отрасль, считают в Латвии. Принятие новых правил стало следствием лоббирования интересов стран Старой Европы. Нас ждет катастрофическая яма, латвийские перевозчики сменят прописку или уйдут с рынка, – отмечают представители латвийского сектора автогрузоперевозок.
Компании обязывают организовать график таким образом, чтобы дальнобойщики могли регулярно возвращаться домой – каждые 3-4 недели. При этом обязательный еженедельный отдых больше нельзя проводить в кабине своего грузовика.
После вступления правил в силу, транспортная компания, зарегистрированная в любой из стран ЕС, должна будет юридически подтверждать наличие значительного объема перевозок именно в этом государстве, кроме того, каждая ее машина должна возвращаться в страну, где зарегистрирован операционный центр компании, не реже одного раза в 8 недель.
В грузовиках станут обязательными тахографы, которые регистрируют пересечение границ между странами ЕС. Под действие правила попадут и небольшие транспортные средства от 2,5 тонны.
Латвийские перевозчики считают, что таким образом их устраняют как конкурентов перевозчикам из Западной Европы. Наши водители, руководители компаний, логисты – они предприимчивые, с широким полем зрения, поэтому мы создали серьезную конкуренцию для западных перевозчиков, что им не нравится, – заявил председатель правления ассоциации Latvijas Auto Александр Поцилуйко.
Представители компаний-грузоперевозчиков критикуют ряд положений реформы. Например, положенный 45-часовой отдых должен быть обеспечен в помещении, где есть место для сна и удобства. Казалось бы, это защищает водителей, но не все так радужно. Если машина груженая – непонятно, где она будет стоять, чтобы ничего с ней не случилось? Если я буду жить в мотеле, а машина будет стоять на автобане – это ненормально, тем более в ЕС охраняемых стоянок очень мало, – говорит дальнобойщик Александр Михальчук.
Другое требование – возврат фуры каждые восемь недель в страну регистрации. Машина должна приходить пустой, а затраты покрывать – перевозчик.
Член правления ассоциации Latvijas Auto Александр Черкасов прогнозирует смену «прописки» транспортных средств. Чтобы избежать возврата машин, придется крупным фирмам перенести юрисдикцию в старую Европу или в Польшу, маршруты обслуживать оттуда будет логистически выгоднее, – считает Александр Черкасов.
В Latvijas Auto подсчитали, что из-за этого могут закрыться до 40-50% латвийских компаний. Бороться надо как-то, но не вижу перспективы для развития бизнеса – и вообще, я думаю, все придет в катастрофическую яму, – считает директор компании DDN Plus Дмитрий Наприенко.
В Минсообщения Латвии новые правила называют дискриминирующими и считают, что они болезненно ударят по экономике страны. И даже готовы судиться, заверила заместитель директора департамента автотраспорта Минсообщения Анния Новикова.
Литва, например, Болгария, Румыния, Польша – и они уже, насколько я знаю, подали такой иск. Мы еще консультируемся с коллегами и будем решать на государственном уровне – либо присоединяться к уже поданному иску других стран, либо подавать его самостоятельно, – пояснила Анния Новикова.
Кроме того, и в министерстве, и в ассоциации отмечают, что новые правила противоречат «зеленому» курсу Евросоюза. Большое количество грузовых машин изо всех стран ЕС будут ездить порожняком по Европе, чтобы выполнить условие – возврат по месту «прописки» каждые 8 недель. Согласно исследованию, это увеличит выбросы СО2 за год на 3,2 млн тонн.