Контрейлерные перевозки в России урегулировали соответствующим нормативным правовым актом.
Напомним, 7 мая 2020 г. состоялась первая контрейлерная отправка автомобильных полуприцепов из Калининграда в Москву. Срок доставки контрейлерной платформы с автомобильным полуприцепом транзитом через Беларусь до Московской области составил порядка двух суток. Это в 2 раза быстрее, чем перевозка автотранспортом, при сопоставимой стоимости.
6 июля 2020 г. вступил в силу приказ Минтранса России, утверждающий правила транспортировки железнодорожным транспортом автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов в порожнем или груженом состоянии в грузовых вагонах. Документ заменит Правила перевозок автотракторной техники на железнодорожном транспорте, утвержденные приказом Министерства путей сообщения России (от 29 марта 1999 года № 9Ц), которые потеряли актуальность и более применяться не будут. Это первый нормативный акт в России, который регламентирует комбинированные железнодорожно-автомобильные перевозки. В новом регламенте учитываются габариты контрейлеров, порядок оформления накладной (ГУ-12), условия размещения грузов и другие нюансы.
Новый регламент содержит общие принципы организации контрейлерных перевозок, в частности транспортировка автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов по железной дороге должна осуществляться по накладной ГУ-12. Перевозка контрейлеров относится ко второму тарифному классу (по прейскуранту № 10-01). Плата начисляется в зависимости от длины автопоезда, прицепа, полуприцепа или съемного кузова.
В новых правилах определены порядок и условия организации не только отдельной контрейлерной перевозки, но и целого поезда, а также зафиксированы права и обязанности участников перевозочного процесса. Так, контроль за подготовкой автопоезда или других видов техники к перевозкам (запирание кабины, салона, капота, багажника, баков с горючим, защита зеркал, фар и так далее) и за его погрузкой будет осуществлять грузоотправитель, а не автомобильный перевозчик. В свою очередь, грузополучатель должен отвечать за выезд со станции автоприцепа или вывоз кузовов, – отмечает заместитель генерального директора – начальник ЦФТО ОАО «РЖД» Алексей Шило.
Документ также предусматривает, что контрейлерные поезда могут формироваться на путях общего и необщего пользования, при этом их расформирование в пути не допускается. Кроме того, контрейлерная перевозка должна осуществляться между станциями, которые открыты для такого рода операций. Однако при наличии отдельного договора между владельцем груза и железнодорожным перевозчиком транспортировка разрешается и между не открытыми для этого станциями.
Существует ряд важных вопросов, которые не были учтены в новых правилах, к примеру пересечение контрейлерными поездами государственных границ. Так, документ аргументирует и четко определяет, что такое контрейлерные перевозки, но он регламентирует только внутренние перевозки. Сделано это для того, чтобы реализовать возможность тарификации в системе ЭТРАН. Международные перевозки новыми правилами не регулируются. Также нет понимания порядка прохождения таможенного оформления, в частности досмотра на границе. Участники рынка не раз говорили, что документальную проверку необходимо осуществлять в пунктах погрузки-выгрузки, а не на таможенных постах. Кроме того, не вводится единый перевозочный документ, который должен упростить перевозку «от двери до двери, – говорит управляющий бизнес-партнер АО «Первый федеральный контрейлерный оператор» Мария Сурина.
При этом для автомобилей по-прежнему требуется получение товарно-транспортной накладной. Оформление перевозки на всех ее этапах – и на автомобильном, и на железнодорожном плече – по единому перевозочному документу станет возможным только после утверждения проекта Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках». Последняя редакция документа, которую подготовил Минтранс России, ожидает процедуру оценки регулирующего воздействия.
Участники рынка сошлись во мнении, что документ принят чтобы реализовать возможность тарификации в системе ЭТРАН, но этого для дальнейшего развития контрейлерных перевозок мало. Необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы.