26 июня 2016 года завершены работы по расширению Панамского канала. После расширения канала прошло 4 года.
Панамский канал (исп. Canal de Panamá) – судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном, расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама. Панамский канал официально открыт 12 июня 1920 года.
Что вы знаете о Панамском канале?
Благодаря Панамскому каналу больше не нужно огибать Южную Америку, и морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км. Таким образом, Панамский канал незаменим при следовании из Тихого в Атлантический океан (или в обратном направлении), иначе необходимо обходить Латинскую Америку вокруг мыса Горн.
Длина канала – 81,6 км, в том числе 65,2 км пересечения суши и 16,4 км по морскому каналу с углублением дна по Панамской и Лимонской бухтам (для прохода судов к глубокой воде). Исторические шлюзы канала парные, что обеспечивает возможность одновременного встречного движения судов по каналу. На практике, тем не менее, обычно обе нитки шлюзов работают на пропуск судов в одном направлении.
Проводка судов через Панамский канал осуществляется лоцманской службой Панамского канала. Среднее время прохода судна по каналу – 9 часов, минимальное – 4 часа 10 минут. Сборы за проход по каналу официально взимаются Администрацией Панамского канала – государственным учреждением Панамы. Ставки сбора установлены в зависимости от типа судна. Сегодня стоимость одного прохождения Панамского канала зависит от типа и размеров судна и составляет от 800 долл. для небольшой яхты до 500 тыс. долл. для самых больших судов.
Расширение Панамского канала 2016 года.
Ранее пройти через Панамский канал могли суда типа Panamax (длина – 294,1 м, ширина – 32,3 м, осадка – 12 м в пресной тропической воде), причем исторические шлюзы канала парные. Проводка крупных судов через шлюзы обеспечивалась специальными небольшими железнодорожными локомотивами на электрической тяге, называемыми мулами.
После расширения Панамского канала в 2016 году, построена третья нитка канала с новыми шлюзами. Максимальный класс судов подняли с Panamax (294,1 м длины и 32,3 м ширины) до Neopanamax. Теперь Панамский канал пропускает суда длиной до 366 м и шириной до 49 м с потенциальной осадкой до 15,2 м. На новой нитке канала, электровозы уже не таскают суда, они их удерживают и центрируют, двигаются суда своими винтами.
Работы по расширению Панамского канала завершены 26 июня 2016 года. Проект расширения Панамского канала длился более 9 лет и стоил 5,25 млрд долл. Максимальная пропускная способность Панамского канала выросла с 14 до 18 тыс. судов в год.
Новые шлюзы Панамского канала работают уже четыре года. 27% судопотока через канал – это суда типа Neopanamax, на них приходится 50% тоннажа всех судов, проходящих через Панамский канал. С момента открытия новых шлюзов Панамского канала через него прошло более 9 тыс. судов Neopanamax. Из них 46% приходится на долю контейнеровозов, 25% – на танкеры, перевозящие сжиженный нефтяной газ, 12% – на СПГ-газовозы и 9% – на сухогрузы.
Однако, даже после расширения не все суда смогут пройти Панамский канал. Например, контейнеровозы более 12 тыс. TEU не могут проходить Панамский канал в силу своих размеров, они превышают разрешенные размеры судов новой нитки Панамского канала (длина – 366 м, ширина – 49 м, осадка – 15,2 м). Такая же ситуация и с самыми крупными танкерами, который не могут проходить Панамский канал и вынуждены обходить Латинскую Америку вокруг мыса Горн.
Дополнительный налог за обеспечение пресной водой судов и covid-19.
Строительство новых шлюзов остро поставило проблему водоснабжения, так как для пропуска каждого судна их приходится заново наполнять пресной водой из уже сильно обмелевшего озера Гатун. Поэтому актуальным вопросом остается – поиск новых источников водоснабжения шлюзов канала, на что потребуется не менее чем 2 млрд долл. В связи с этим администрация канала приняла решение ввести дополнительный сбор на пресную воду.
Администрация Панамского канала с 15 февраля 2020 г. ввела дополнительную плату за обеспечение пресной водой судов, пересекающих канал, в рамках борьбы с последствиями засухи. Налог будет зависеть от доступности водных ресурсов во время транзита судов. Плата за пресную воду будет применяться ко всем судам длиной более 38 метров, которые проходят через канал, и составит 10 тыс. долл. за переход.
Пандемия covid-19 значительно сократила трафик судов через Панамский канал. В апреле 2020 года через канал прошли 1022 судна, в мае трафик сократился до 925 судов. Для сравнения, в январе 2020 года было 1283 транзита, в феврале – 1226, в марте – 1210. Больше всего пострадал сегмент круизного судоходства. Также значительно сократилось количество автомобилевозов и танкеров-газовозов.