Фото logconsult.by

LOGCONSULT продолжает серию публикаций по рынку фулфилмента.

Напомним, компания LOGCONSULT впервые подготовила отраслевой аналитический отчет «Рынок фулфилмента в Республике Беларусь 2020», в котором проанализированы основные тенденции развития фулфилмента, а также даны прогнозы развития данного сектора логистики в Беларуси.

Следите за публикациями по фулфилменту по хештегу: фулфилмент.

Фулфилмент – это комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента передачи его курьерской службе для доставки. В последнее время и сам процесс доставки стали включать в фулфилмент. Хотя ранее по определению фулфилмент не занимался доставкой самостоятельно, как правило это делали партнеры (курьерские службы). Все чаще фулфилмент, доставка и принятие наложенных платежей, оказывается одной компанией – фулфилмент-оператором.

Кто приходит в фулфилмент?

Условно всех игроков, которые приходят в фулфилмент можно разделить на 4 категории:

  • логистические центры и операторы (3PL-провайдеры);
  • службы экспресс-доставки и курьерские службы;
  • e-commerce, ритейлеры и дистрибьюторы;
  • маркеплейсы.

Любой из указанных категорий игроков, имеет возможность стать полноценным фулфилмент-оператором. Однако изначальная специализация компании, выходящей в фулфилмент, налагает отпечаток на дальнейшее ее развитие как фулфилмент-оператора.

Логистические центры и операторы приходят в фулфилмент, т.к. имеют компетенции в складской грузообоработке и часто еще и собственную службу доставки. Службы экспресс-доставки и курьерские службы начинают оказывать услуги фулфилмента, расширяя перечень дополнительных услуг для своих клиентов. Крупные интернет-магазины, имея определенные компетенции в e-commerce и современную складскую инфраструктуру, в целях оптимизации затрат на логистику также могут входить в сферу фулфилмента. Дистрибьюторы и ритейлеры в меньшей степени связаны с e-commerce, но данное направление для них тоже близко. Для маркетплейсов сфера фулфилмента вообще нова, они не имеет компетенции ни в доставке, ни в складской грузообработке, зачастую перепродают сервис партнеров и зарабатывают на обороте.

По мнению LOGCONSULT, именно крупные маркетплейсы могут в будущем могут создать конкуренцию фулфилмент-операторам. Маркетплейсы располагают базой потенциальных клиентов, которые работают на их онлайн-площадках, а также инфраструктурой и ресурсами. Их набор услуг фулфилмента, кроме обработки заказов и доставки по последней мили, также будет включать – размещение товаров на своих сайтах-агрегаторах и продвижение продаж. Стоимость услуг фулфилмента в этой модели будет формироваться как процент от продаж.

Фото logconsult.by

Критерии выбора фулфилмент-оператора.

При выборе фулфилмент-оператора ключевыми требованиями интернет-магазинов являются:

  1. Стоимость и прозрачная тарификация услуг фулфилмента. Безусловно, основной критерий сегодня – это стоимость услуг филфилмента. Кроме того, необходима четкая, прозрачная и понятная клиенту система тарификации. Сложные системы расчета, тарификации – это все отпугивает клиента и не дает ему возможности контролировать расходы на услуги фулфилмента.
  2. Работа со всей логистикой заказов в режиме одного окна. Условие соответствует общей тенденции при аутсорсинге. Фулфилмент, последняя миля, дополнительные услуги – за все отвечает один партнер. Это упрощает контроль за процессами и снижает издержки на взаимодействие с поставщиками услуг.
  3. Большое значение все клиенты сейчас уделяют обработке возвра­тов. Оценка возвратных товаров по качественным характе­ристикам и возможностям повторных продаж возвратных товаров, а также работа с рекламациями, браком и сервисными службами.
  4. Возможности интеграции с интернет-магазином и полной автоматизации обработки заказов. Система фулфилмент-оператора должна позволять поддерживать процессы, необходимые для обслуживания реальных и планируемых объемов компании и быть достаточно гибкой для последующей доработки.
  5. Уже действующий бизнес. Крупные компании ищут экспертов среди фулфилмент-операторов, поэтому им очень важно сотрудничать с теми, кто уже имеет отлаженные процессы и опыт в обработке штучных заказов. Доверяя фулфилмент-оператору значительную часть бизнеса, компания хочет быть уверенной в том, что он крепко стоит на ногах и не уйдет с рынка при малейшем ухудшении экономической ситуации.
  6. Наличие интегрированной доставки. Несмотря на то, что в классическом понимании в услуги фулфилмента не входит доставка, многие клиенты обращают на это внимание и хотят кроме услуг по обработке заказа еще получать услуги доставки. В данном случае фулфилмент-оператор может это делать самостоятельно, либо отдавать обработанные заказы курьерским службам или почтовому оператору.
  7. Локация склада. Вообще местоположение склада очень заметно влияет на скорость и стоимость доставки. Если он расположен далеко или неудачно (например, подъездные дороги сильно загружены), это может негативно сказаться на доставке.
  8. Готовность выполнять KPI и дополнительный сервис. Это говорит о том, что оператор готов гарантировать качество своих процессов. Все больше клиентов обращают внимание на качество сервиса и соблюдение регламентов, а также наличие персонального менеджера, закрепленного за заказчиком и дополнительный сервис. Не все фулфилмент-операторы готовы согласиться на соблюдение жестких требований к качеству – и штрафы в случае их невыполнения. А для известных брендов это может быть критически важно. И даже сама готовность со стороны оператора это сделать уже может быть значима.

Вас заинтересовала информация по рынку фулфилмента в Беларуси? Напишите нам, и вы получите 40-страничный отчет «Рынок фулфилмента в Республике Беларусь»: info@logconsult.by.

КОММЕНТАРИИ

Войдите, чтобы оставить комментарий