К концу 2020 г. Китай полностью прекратит импорт вторсырья и отходов в страну.
Согласно статданным, с января по май 2020 года Китай импортировал 3,2 млн тонн твердых бытовых отходов, что на 45,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Китай также продолжит плановое сокращение импорта металлолома во второй половине текущего года.
Перевозчики несут ответственность за возврат и утилизацию твердых отходов, которые не разрешены к ввозу, наравне с импортерами.
С сентябре 2020 года в Китае вступают в силу поправки к закону «о борьбе с твердыми отходами», запрещающий ввоз на территорию Китая твердых отходов. Повышаются штрафы за нелегальный ввоз мусора в страну. Так, штрафные санкции будут колебаться от 500 тыс. до 5 млн юаней (от 70 до 700 тыс долл). Кроме того, согласно вступающим поправкам к закону, перевозчики несут ответственность за возврат и утилизацию твердых отходов, которые не разрешены к ввозу, наравне с импортерами. Таким образом, к концу 2020 года импорт твердых отходов должен быть полностью прекращен.
Напомним, что Китай начал импортировать большое количество пластмасс, бумаги, металлов, текстиля и других отходов в 1980-х годах для восполнения нехватки сырья. К 2016 году на Китай приходилось почти половина импорта твердых бытовых отходов, большая часть которого поступала из развитых стран. Однако, начиная с 2017 года власти Китая стали резко сокращать объемы импортируемого мусора и расширять список подпадающих под запрет на импорт твердых бытовых отходов.
Китай планомерно ужесточает правила ввоза в страну вторсырья и отходов.
В июле 2017 года Китай ввел первые ограничения на ввоз 24 видов вторсырья в рамках кампании по борьбе с ввозом отходов. С 31 декабря 2018 года в силу вступил запрет на 32 вида твердых отходов, среди которых автомобильные шредерные отходы и металлолом от утилизации судов, поливиниловые отходы, утилизированные электрические алюминиевые провода, отходы от переработки медной обмотки электродвигателей. С 31 декабря 2019 года Китай запретил ввоз еще 16 видов твердых отходов, включая древесные опилки, пробковые отходы, лом нержавеющей стали, лом циркония, вольфрама, магния, ванадия, ниобия. С 31 декабря 2020 года вступает полный запрет на ввоз вторсырья и отходов в Китай. Больше всех от этих мер пострадали США, Япония, ЕС и Австралия, которые являлись основными поставщиками мусора в Китай. Таким образом, Китай планомерно ужесточает правила ввоза в страну вторсырья и отходов в рамках программы, направленной на улучшение экологической обстановки.
Судоходные компании прекращают бронировать перевозки контейнеров с твердыми бытовыми отходами в Китай.
В свою очередь, судоходные компании, оценивая ответственность и финансовые риски за возврат и утилизацию отходов, рассылают своим клиентам сообщения о прекращении бронирования перевозки в Китай контейнеров с твердыми бытовыми отходами.
Так, немецкая контейнерная линия Hapag-Lloyd уведомила своих клиентов о прекращении бронирования перевозки в Китай контейнеров с твердыми бытовыми отходами. Согласно уведомлению, разосланному Hapag Lloyd, действие запрета распространяется на все виды твердых отходов, включая макулатуру, пластиковые отходы, металлолом, химические отходы и прочие.
Ранее, швейцарская линия MSC запретила своим агентам бронировать перевозку в Китай контейнеров с твердыми отходами.