Запросы на услуги фулфилмента растут, у интернет-магазинов возросла нагрузка на логистику, отмечает Виталий Легошин, CEO логистической компании IML в Санкт-Петербурге.
Сейчас ощутимо выросли запросы на фулфилмент – комплексную складскую логистику. Из-за скачков спроса клиентам необходимо гибко управлять складскими мощностями. Это помогает экономить на неиспользуемых площадях и сотрудниках. И, наоборот, добавлять новые по необходимости. Также из-за закрытия магазинов стала особенно актуальной возможность примерки одежды. У IML она по-прежнему доступна как в пунктах выдачи, так и при курьерской доставке, – говорит CEO федеральной логистической компании IML в Санкт-Петербурге Виталий Легошин.
Бесконтактная доставка и оплата картами – хоть и не новые требования, сегодня выглядят уже сами собой разумеющимися. Более того, все наши посылки сопровождаются листом с указанием имени и температуры курьера в день доставки. Это вызывает положительный отклик получателей.
Среди новых запросов – онлайн-оплата через сайт логистической службы. Это необходимо для того, чтобы максимально устранить прямой контакт клиентов интернет-магазинов с сотрудниками. Решение находится в разработке.
Если говорить о технологиях, в использовании которых видится будущее рынка, необходимо отметить, что у интернет-магазинов, и у маркетплейсов возросла нагрузка на логистику. Уже сейчас мы видим повышенный спрос на услуги фулфилмента. Будут актуальны комплексные услуги: хранение, доставка, маркировка, комплектация и документооборот по стандартам той или иной площадки. Появится спрос и на специфические услуги вроде многоярусного штрих-кодирования: объединение несколько заказов в один без потери возможности работать с каждым поставщиком отдельно. Популярность фулфилмента как комплексной услуги для интернет-магазинов будет расти.
Напомним, согласно отчета «Рынок фулфилмента в Республике Беларусь 2020» на белорусском рынке фулфилмента присутствуют как минимум 8 игроков: 4 – логистических центра (3PL-оператора), оказывающих фулфилмент-услуги и 4 фулфилмент-оператора. Такое небольшое количество игроков говорит о крайне незрелом состоянии рынка фулфилмента, слабой осведомленности интернет-магазинов о фулфилменте, а также законодательных вопросах в развитии данной услуги в Беларуси. В силу сосредоточения основных грузопотоков в Минске, компактности территории и хорошего автомобильного сообщения, практически отсутствует региональный рынок услуг фулфилмента (в областных городах).
Авторы исследования отмечают, что потенциал выхода на рынок фулфилмента в 2020-2021 гг. имеют еще 7 игроков, в основном это крупные операторы экспресс-доставки и 3PL-операторы. Количество клиентов фулфилмент услуг будет расти по мере роста спроса на аутсорсинг, распространения знаний о фулфилменте, а также улучшения качества предлагаемого сервиса.
По мере роста количества игроков на рынке фулфилмента, не исключено возникновение вопросов демпинга. Сдерживающим фактором развития рынка фулфилмента является невозможность принятия платежей в пользу третьих лиц. Но многое на рынке фулфилмента зависит от уровня сервиса, предоставляемого операторами, стоимости услуг и прозрачной тарификации для клиента. А клиент сегодня требовательный, хочет полную интеграцию, комплекс услуг и за минимально возможные деньги, – отмечают авторы исследования.