Быстрая адаптация к меняющимся условиям поможет оперативно прийти в себя после кризиса логистическим компаниям, к такому выводу пришли эксперты COREX Logistics.
По мнению авторов исследования, даже в посткризисный период будут сохраняться обозначившиеся сегодня тренды логистического рынка, а полное возвращение в докризисное состояние для отрасли уже невозможно.
Усиление борьбы за клиента влечет за собой возникновение ценового демпинга на рынке грузоперевозок, так как количество грузов уменьшается, а транспорт простаивает. Многие компании не выдержат длительного демпингования. Следовательно, нас ожидает уход с рынка слабых игроков. В ближайшее время рынок логистических услуг будут вынуждены покинуть мелкие и некоторые средние игроки. Здесь, как в теории Дарвина, выживет сильнейший. Тот, кто успел накопить денег за последние два тучных года и не обременил себя значительными обязательствами, сейчас обязательно посмотрит на возможность что-то купить, нарастить парк и долю рынка, – считают исследователи.
Наблюдается тенденция к уменьшению партий доставляемых грузов и увеличению количества отправляемых сборных грузов. Существенные ограничения на авиаперевозки перебросят часть спроса со стороны грузовладельцев на перевозку сборных грузов. Развитие аутсорсинга научит игроков рынка заполнять транспортные средства и группировать отправки на взаимовыгодных условиях. Особенно высокий спрос наблюдается на сборные грузы из европейских стран.
Аналитики говорят, что в связи с высокой волатильностью ставок на авиа- и морской транспорт произойдет перераспределение объемов в сторону сухопутных перевозок, особенно на маршрутах Азия – Европа. Несмотря на то, что границы открыты для международных грузовых отправок, строгие проверки, карантин, замена водителей и другие меры могут замедлять скорость доставки автомобильным транспортом. Это открывает новые перспективы для железнодорожных перевозок. Отмена пассажирских поездов позволила освободить расписание для курсирования грузовых составов. Все зависят от потребительского спроса.
Еще недавно большинство перевозок было направлено на экспорт или импорт товаров, пренебрегая внутренними рынками. Кризис дал мощный толчок для развития внутреннего продукта. Значительное уменьшение грузовых потоков из других стран Азии и угроза закрытия границ с Китаем при возникновении следующей волны пандемии приводят к тому, что часть ресурсов, товаров, продуктов, которые ранее закупались именно там, производители будут пытаться произвести в своей стране. Например, ТОП-5 товаров, которые поставляются в Россию из Китая, – смартфоны, чеснок, спортивное профессиональное оборудование, химические удобрения, одежда и обувь – можно производить внутри России. Сейчас хочется верить, что для России это шанс замкнуть логистическую цепь на себе. Будет наблюдаться рост внутреннего производства в связи с закрытием границ и, как следствие, развитие внутренней логистики, выход на новый уровень качества, – добавляют эксперты.
Кризис сравнительно легко перенесут компании, осуществляющие автомобильные доставки, и операторы, работающие на последней миле. Преодолеть кризис проще всего будет компаниям без основных средств, то есть экспедиторам. Дополнительная финансовая нагрузка (транспортное оборудование закупается в основном в лизинг) сейчас может только усугубить ситуацию. Конечно, если у вас в портфеле клиенты из сегмента продуктов питания, ритейла, FMCG, фармы, то есть шанс даже нарастить свои операционные результаты.
При этом доставка широкого спектра товаров FMCG получит распространение даже в отдаленных районах. Потребление в небольших городах и селах стремительно возрастет, вместе с мигрантами туда придут тренды из мегаполисов. Например, бесконтактная доставка. Выигрывать будут те компании, которые смогут предложить наиболее безопасный с точки зрения здоровья способ доставки товаров. Покупатели готовы переплачивать 5–10% от стоимости за товары с быстрой доставкой (1-3 дня) и возможность избежать вынужденного посещения людных мест. Вполне возможно, что вскоре мы столкнемся с доставкой дронами и автопилотниками.
Отдельно стоит упомянуть расширение IT-составляющей логистики. Об оптимизации и диджитализации говорили давно, но только мало кто решался на реальные и коренные изменения подхода. Многие компании в период пандемии covid-19 решились перевести всю работу на новые рельсы. Как считают исследователи, в логистике началась IT-революция. Большие обороты наберет тренд передачи непрофильных процессов и услуг на аутсорсинг. Значительная часть сотрудников пересаживается на удаленку. Грузовладельцы нуждаются в полном спектре услуг с режимом доступа со своего мобильного устройства. Клиент получает возможность заказать перевозку на цифровизированной логистической платформе, нажимая на кнопку в мобильном приложении. Именно такие системы будут востребованы и в будущем.
Таким образом, в связи с мировым кризисом, спровоцированным пандемией covid-19, транспортная логистика несет потери. Ряд экспертов заявляет, что, например, у многих авиакомпаний запас прочности составляет не более 2 месяцев. Судовладельцам будет непросто, но они уже научились с 2008 года с переменным успехом работать в изменяющихся условиях. Автотранспортным компаниям сложнее всего: запаса прочности практически нет. Все зависит от финансовых партнеров, а именно лизинговых компаний, банков и производителей автомобилей, которые кредитуют автопредприятия. Максимальный срок, который они смогут выдержать, – до полугода. Затем может наступить очередная волна банкротств.
После пандемии логистический мир уже не будет таким, как прежде, – подводят итог исследователи. Однако, по их мнению, компании, которые следят за трендами и быстро адаптируются к меняющимся обстоятельствам, смогут управлять ситуацией, создавать востребованные услуги и усиливать свои позиции в бизнесе. В условиях выхода мировой экономики из пандемического пике именно коллаборация логистических компаний может стать одним из наиболее важных и действенных драйверов последующего развития и роста.