LOGCONSULT провел независимое исследование рынка экспресс-доставки и курьерских служб в Беларуси и подготовил 100-страничный отчет «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2020».

Как отмечается в отчете, по состоянию на 25 мая 2020 г. в Республике Беларусь осуществляют деятельность 44 службы экспресс-доставки. Из них, специализируются на международной экспресс-доставке – 17 операторов, доставку по Минску и Беларуси осуществляют – 15 операторов, 12 компаний работают как с международной доставкой, так и с доставкой по Беларуси. Доставку товаров наложенным платежом осуществляют 10 операторов. В Беларуси работают 3 агрегатора служб доставки и 8 агрегаторов доставки еды из ресторанов. Количество установленных почтоматов – 30, из них 21 – в Минске.

Наиболее популярные курьерские службы по доставке по Минску и Республике Беларусь, в т.ч. для e-commerce: РУП «Белпочта», ООО «Автолайтэкспресс» (Autolight Express), ИООО «ДПД Бел» (DPD), ООО «ГиперМолл» (Европочта, проект крупнейшего ритейлера Евроопт), ООО «Тайсу» (Доставыч), СДЭК, ООО «Пони Экспресс» (Pony Express), ООО «ТМФ-Транс» (Главдоставка).

При отправке международных отправлений чаще всего используют: СДЭК (рос., работает по франшизе), ООО «Пони Экспресс» (рос. Pony Express), «EMS-Белпочта» (EMS Belpost), ИООО «ДПД Бел» (DPD), СООО «М&М Милитцер&Мюнх» (М&М Express), ООО «ТМФ-Транс» (Главдоставка).

Межударные перевозчики, специализирующиеся на международной экспресс-доставке сборных грузов: ООО «ТМФ-транс» (рос. Главдоставка, работает по франшизе), ООО «ТК «Энергия» (рос. «Энергия»), ООО «ТЭК «Трансавиатур» (рос. «ТАТ»), ЧП «Транспортная Компания КИТ-БелРос» (рос. GTD, ранее КИТ), ООО «Деловые Линии» (рос.), (М&М Express).

С доставкой товаров наложенным платежом работают 10 операторов, из них 8 частных служб доставки (ООО «Автолайтэкспресс», ИООО «ДПД Бел», ООО «СДЭК-Бел», ООО «Росчерк», ООО «ГиперМолл», ЧУП «Сапсан Экспресс», ООО «Тайсу», СООО «M&M Милитцер&Мюнх») и 2 государственных оператора (РУП «Белпочта» и РУП «Специальная связь»).

Ниша агрегаторов служб доставки в Беларуси пока не занята. На рынке действуют всего 3 агрегатора xytki.by, Яндекс.Доставка и kivi-ride.by. Первый из них xytki.by, появился в мае 2017 года и ориентирован на поиск курьера для быстрой доставки товаров и мелких посылок. Второй агрегатор, Яндекс.Доставка, запущенн с 22 апреля 2020 года. Яндекс.Доставка – это перевозка небольших грузов без пассажира. С 4 мая 2020 г. запущен аналог сервиса доставки Яндекс.Такси – агрегатор доставки kivi-ride.by.

Классических агрераторов курьерских служб, которые выступают как платформа для заказов доставки (заключая при этом договор с 2-5 службами доставки) и предлагают заказчику заключить договор с агрератором, пока на белорусском рынке нету.

Перспективным и растущим является рынок доставки еды.

На рынке доставки еды работают 8 служб доставки еды (агрегаторов): menu.by (ООО «Менюбай»), delivio.by (ООО «Деливери Плюс»), just-eat.by (ООО «Фуд клаб»), enot.delivery.by (ООО «Тейсти Сторис»), 24eda.by (ООО «24 Групп»), hereisfood.by (ООО «Нокта Логистик»), carte.by (ООО «КартэБай), menu-menu.by (ООО «Фудтех системс»). Из крупных агрегаторов здесь присутствует menu.by (работает с октября 2016 г.) и delivio.by (работает с февраля 2020 г.), которые вместе занимают 60% рынка доставки еды из ресторанов. C апреля 2020 г. ООО «Фудтех системс» запустил агрегатор menu-menu.by. В Беларуси пока не работает Яндекс.Еда, Delivery Club.

Экспресс-доставка в Беларуси – бизнес низкомаржинальный, конкуренция высокая. Исследование LOGCONSULT 1
Delivery Club и Яндекс.Еда

Представители Яндекса пока не дают никаких комментариев по поводу запуска сервиса Яндекс.Еда в Минске. Запуск в Минске также сервиса Яндекс.Еда – это дело ближайшего будущего. Успешный старт Яндекс.Доставки в Минске, позволит в ближайшем будущем запустить и доставку еды из ресторанов. В случае запуска сервис Яндекс.Еда, серьезными конкурентами Яндекса станут два основных игрока menu.by и delivio.by.

Диджилитализации рынка растет.

В будущем, по мере диджилитализации рынка экспресс-доставки и прихода новых игроков, роль агрераторов будет возрастать. Однозначно, рынок экспресс-доставки грузов в Беларуси ждет уберизация. Новый формат взаимодействия «заказчик – перевозчик» на основе IT-платформы (мобильное приложение) позволит всем участникам сократить время реакции, снизить издержки на содержание персонала и исключить риск возникновения ошибок в коммуникациях.

Экспресс-доставка – бизнес низкомаржинальный.

Экспресс-доставка – это сам по себе бизнес низкомаржинальный. Прибыльным он будет только при высокой степени консолидации грузов, когда есть пул клиентов, и он позволяет эффективно загружать транспорт по направлениям. Т.е. высокая степень консолидации может создавать добавочный продукт.

В большинстве своем, службы экспресс-доставки создаются как обслуживающие предприятия основного бизнеса, например, Европочта (доставка еды ООО «Гиппермол»), Доставыч (интернет-магазин 24shop.by), Логистон (доставка канцтоваров ООО «Смартон»), ООО «Росчерк» (дистрибуция печатной продукции) и др. В этом случае у экспресс-доставки больше шансов выжить, есть постоянный грузопоток ключевого клиента.

Не маловажным аспектом является и менеджмент. К сожалению приход в компанию топ-менеджеров не имеющих опыта работы в службах экспресс-доставки создает риски в виде принятия неэффективных решений. Что в итоге может привести к недополучению прибыли и даже банкротству. Ведь эффективное управление затратами никто не отменял.

Рынок экспресс-доставки в Беларуси является высококонкурентным.

Но и самое важное белорусский рынок экспресс-доставки достаточно высококонкурентный. Иногда конкуренция ведется за счет снижения тарифов и даже демпинга. А должна вестись за счет повышения уровня сервиса. А это и электронный документооборот, и быстрый отклик на «хотелки» клиента за счет доработки софта и т.д. Цифровизация отрасли говорит о том, что софт должен быть свой, в этом случае можно максимально быстрого реализовать «хотелки» клиента, и это не будет доступно конкурентам. Даже если конкуренты попытаются реализовать что-то подобное, на это уйдет время.

Ряд операторов созданы в Беларуси российскими службами экспресс-доставки. Дело в том, что поток посылок из России в Беларусь, намного больший, чем наоборот. Российским компаниям просто необходимо здесь иметь пункты выдачи, да и обратку забирать сложностей не составляет. В этом случае у операторов тоже есть подушка безопасности.

Демпинг на рынке, низкий сервис – уход в банкротство.

Только за 2018-2020 гг. с рынка экспресс-доставки ушли 3 оператора (ЗАО «Наша почта» в августе 2018 г., ООО «Курьер Бай» в ноябре 2019 г. и ООО «Глобел24» в марте 2020 г.). Кстати все из них имели лицензию Минсвязи Беларуси на прием наложенных платежей (данный вид деятельности в Беларуси лицензируется). Причиной ухода (банкротства) экспресс-операторов является неэффективный менеджмент и ценовая конкуренция (чаще всего и демпинг), а зачастую и низкий сервис. Но здесь надо отметить, что потребитель хочет дешевую и быструю доставку, еще и во все точки и по всей Беларуси, а оператор делая быстро и во все точки, играет с тарифами, ведь еще же есть конкуренция, уходя чаще всего при этом в минус.

Сектор e-commerce – основной драйвер роста экспресс-доставки.

Главным направлением роста рынка доставки грузов и почтовых отправлений будет сегмент В2С. И прежде всего за счет роста ecommerce, это сегодня самый быстрорастущий сегмент рынка. Ведь на потребительский рынок выходит молодежь, которая выросла на гаджетах и заказывает через интернет все – от мебели до еды. При всем этом, собственную полноценную службу могут себе позволить только крупные интернет-магазины, объемы которых позволяют загружать транспорт максимально эффективно, остальные передают доставку на аутсорсинг. Но здесь важна скорость доставки, зачастую наложенный платеж, операторы экспресс-доставки должны это понимать и быть готовы к этому. Кроме того, в период covid-19 спрос на интернет-доставку в Беларуси вырос в 3-5 раз.

Экспресс-доставка в Беларуси – бизнес низкомаржинальный, конкуренция высокая. Исследование LOGCONSULT 3
Фото носит иллюстративный характер

Очень интересным и перспективным сегментом остается С2С (физлица реализуют товары физлицам), весьма вероятно отдельные операторы могли бы найти для себя новую нишу доставки, при партнерстве с белорусскими классифайдами, такими как например kufar.by и др.

Конкуренция не за счет тарифов, а за счет сервиса.

Главным критерием выбора оператора экспресс-доставки – остается стоимость, скорость доставки и уровень сервиса. Клиенты все чаще стали обращать внимание на цены и сроки доставки, дополнительные сервисы, гарантии сохранности груза. Им хочется следить за грузом в системе онлайн, иметь возможность круглосуточной связи с оператором, в т.ч через онлайн-консультант, а также в социальных сетях и специализированных ветках форумов. В секторе B2B (особенно e-commerce) важным критерием является четкая работа с документами со стороны оператора, возможности его системы электронного документооборота, а также ее интеграция во внутрикорпоративную систему заказчика.

Какое-то время назад операторы предрекали бурный рост почтоматов. Значительного распространения данная технология в Беларуси не получила. По всей Беларуси установлено не более 30 почтоматов, из них – 21 в Минске. Однако, многие привыкли работать с доставкой на дом, да и почтоматы серьезно ограничивают габариты товара, который может быть доставлен.

Платежи в пользу третьих лиц не разрешены.

В конце 2019 г. прошло общественное обсуждение законопроекта «О платежных системах и услугах», который был разработан Нацбанком, все заинтересованные лица могли направить свои предложения в адрес ведомства. Однако, законопроект до сих пор не принят. Принятие закона влечет внесение изменений в огромное количество подзаконных нормативных правовых актов. Кроме того, по мнению эксперта LOGCONSULT, многие ведомства не готовы к такой либерализации рынка.

В соответствии с действующим законодательством, курьерские службы в Беларуси не имеют право принимать платежи в пользу третьих лиц. Для этого необходимо получать лицензию в области связи, такую как указывалось в Беларуси имеют только 10 операторов. Соответственно только эти компании имеют право доставлять посылки наложенным платежом.

В случае принятия законопроекта, у служб экспресс-доставки, маркетплейсов, мобильных операторов, финтех компаний, агрегаторов появится возможность принимать платежи в пользу третьих лиц, что даст рывок рынку курьерских служб и e-commerce в целом, а их клиентам (прежде всего e-commerce) оптимизацию расходов на доставку и возможный отказ от собственных служб доставки.

Разрешена доставка безрецептурных лекарств.

С 18 мая 2020 г. разрешена курьерская доставка безрецептурных лекарств. Также Советом Министров Беларуси планируется разрешить экспресс-доставку алкогольной продукции, разрабатывается соответствующее постановление. За разрешение интернет-продаж алкоголя и табака выступает Ассоциация предприятий онлайн-торговли (АПОТ).

Появляются на рынке предложения по аутсорсингу курьеров (пешие, на автомобилях). Снижение пассажиропотока в период covid-19 вынуждает водителей междугородних маршрутных такси брать посылки для доставки. Многие представители бизнеса в период пандемии covid-19 задумываются о собственной доставке и отказываются с услуг служб экспресс-доставки. Но маржинальность организации бизнес-процесса доставки либо нулевая, либо минусовая. Только при высокой степени консолидации грузов и эффективной организации данного процесса, можно добиться рентабельной работы доставки. В грузовой сегмент перевозок выходит белорусский каршеринг, у anytime появились первые грузовые микроавтобусы. Все указанные факторы негативно влияет на рынок экспресс-доставки и снижает долю рынка, контролируемую операторами экспресс-доставки.

Подготовленный отчет «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2020» содержит информацию о текущем состоянии рынка экспресс-доставки, основных тенденция и прогнозах, а также реестр компаний.

Кроме того, в отчете проведено сравнение тарифов основных операторов на экспресс-доставки по Минску и Республике Беларусь и в международном сообщении в разрезе основных весовых категорий. Сравнивались тарифы следующих операторов: Белпочта, Autolight Express, DPD, Европочта, М&М Express, Pony Express, СДЭК, Главдоставка, Доставыч, ТАТ, Энергия, GTD и др.

Исследование предназначено для операторов экспресс-доставки, международных перевозчиков, логистических операторов, представителей e-commerce, бизнес-аналитиков и всех, кто интересуется развитием рынка экспресс-доставки в Беларуси.

Качественный отраслевой срез рынка экспресс-доставки и курьерских служб направлен на выявление угроз развития рынка, изучения основных игроков, их сильных и слабых сторон, а также оценку прогнозов развития рынка экспресс-доставки, как отдельного направления в сфере транспортно-логистических услуг.

Подробная информация по отчету «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2020» здесь.

Вас заинтересовала информация? Напишите нам, и вы получите 100-страничный отчет: info@logconsult.by