Фото носит иллюстративный характер

Невозможность принятия платежей в пользу третьих лиц сдерживает в Беларуси развитие курьерских служб и рынка e-commerce в целом, отмечается в отчете «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2020».

В соответствии с действующим законодательством, курьерские службы в Беларуси не имеют право принимать наложенные платежи в пользу третьих лиц. Для этого необходимо получать лицензию в области связи.

Лицензию на прием наложенных платежей в Беларуси имеют 10 операторов, из них 8 частных служб доставки (ООО «Автолайтэкспресс» (Autolight Express), ИООО «ДПД Бел» (DPD), ООО «СДЭК-Бел» (СДЭК), ООО «Росчерк», ООО «ГиперМолл» (Европочта), ЧУП «Сапсан Экспресс», ООО «Тайсу» (Доставыч), СООО «M&M Милитцер&Мюнх» (М&М Express)) и 2 государственных оператора (РУП «Белпочта» и РУП «Специальная связь»). Соответственно только эти компании имеют право доставлять посылки наложенным платежом.

Следует отметить, что в соответствии с белорусским законодательством доставлять почтовые отправления (в т.ч. наложенным платежом) курьерские службы могут только весом до 50 кг. Белпочта – единственная из компаний, которая имеет статус платежного агента. Она может принимать наложенные платежи за товары без ограничений по весу. А также только Белпочта имеет возможность трансграничного наложенного платежа.

Однако, заинтересованы принимать платежи в пользу третьих лиц маркетплейсы, службы экспресс доставки, мобильные операторы, гипермаркеты, финтех агрегаторы, компании, предоставляющие услуги фулфилмента (комплекса операций от оформления заказа покупателем, его комплектования и хранения, до момента получения оплаты и доставки покупки).

Проект закона «О платежных системах и услугах» разработан в Беларуси, но так и не принят.

В конце 2019 г. прошло общественное обсуждение проекта закона «О платежных системах и услугах», который был разработан Нацбанком, все заинтересованные лица могли направить свои предложения в адрес ведомства. Однако, законопроект до сих пор не принят.

Принятие закона влечет внесение изменений в огромное количество подзаконных нормативных правовых актов и его вступление в силу не будет таким быстрым как ожидается. Кроме того, по мнению эксперта многие ведомства не готовы к такой либерализации рынка.

Платежи в пользу третьих лиц – клондайк для ecommerce.

В случае принятия законопроекта, у служб экспресс-доставки, маркетплейсов, мобильных операторов, финтех компаний, агрегаторов появится возможность принимать платежи в пользу третьих лиц, что даст рывок рынку курьерских служб и e-commerce в целом, а их клиентам (прежде всего e-commerce) оптимизацию расходов на доставку и возможный отказ от собственных служб доставки.

Невозможность принятия платежей в пользу третьих лиц сдерживает появление на рынке новых игроков. Никто не спорит, что нужно дать возможность появиться курьерским службам, которые смогут принимать платежи в пользу третьих лиц. Однако, в случае принятие законопроекта прогнозируется рост количества курьерских служб на 20-30%.  И конкурировать нужно будет с большим числом игроков. Конкуренции конечно не нужно бояться, но для белорусского рынка экспрес-доставки это может привести к очередной волне демпинга операторов.

Использованы результаты исследования «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2020». Подробнее по данной теме здесь.