Авиационная отрасль в числе наиболее пострадавших отраслей экономики в результате глобальной пандемии covid-19. В результате снижения спроса на перевозки, связанного с ограничениями вплоть до закрытия границ государств, многие авиакомпании выполняют или почти пустые рейсы, или вообще не летают.

ICAO оценивает сокращение оборота в отрасли в 253 млрд долл. Ситуация так стремительно и непредсказуемо развивается, что никто не знает, что будет дальше, ведь сохраняется неопределенность относительно общих масштабов и продолжительности пандемии covid-19.

Авиакомпания Белавиа. Регулярные рейсы значительно просели, многие страны закрыли свои воздушные гавани в силу распространения вируса covid-19, одни принимают только своих граждан, другие разрешают только вывоз иностранных граждан из своей страны и наоборот. Единообразия в вопросах ограничений авиасообщения сейчас нет, даже ICAO никак не может на это повлиять, власти каждой страны сами оценивают обстановку, руководствуясь международными рекомендациями.

Думаю, у нас осталось не более 25% от того, что было в начале года. И если делать прикидки до конца 2020, я буду счастлив, если у нас останется до 60% по сравнению с тем, что мы имели в прошлом году, – отмечает в интервью TUT.BY замгендиректора «Белавиа» Игорь Чергинец.

Как белорусские авиаперевозчики переживают последствия covid-19 1
Фото носит иллюстративный характер

Чартерные перевозки на апрель-май из-за пандемии covid-19 отменены, закрыты аэропорты в большинстве стран. Что касается чартерных эвакуационных рейсов, то они выполняются. Белавиа активно принимает участие в работе по возвращению белорусских граждан с территорий иностранных государств и осуществляет так называемые эвакуационные (возвратные) рейсы. Вывозит белорусов, застрявших в других странах. Много на таких рейсах и граждан иностранных государств – транзитных пассажиров.

Как сообщает Минтранс, 25 апреля 2020 г. вылетел эвакуационный рейс «Белавиа» из индийского штата Гоа. Перелет специально организован для белорусов и иностранных граждан, которые до этого момента находились в Индии и не могли вернуться на родину. На борту самолета находилось 180 человек (в т.ч. двое детей до 2-х лет), 85 из них – граждане Беларуси, 95 – иностранных государств.

Напомним, что в соответствии с пунктом 5 Указа Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2020 г. № 128 «Об организации эвакуационных рейсов» эвакуированные граждане, их законные представители (родители, усыновители, опекуны либо попечители) обязаны возместить бюджетные средства, затраченные на выполнение эвакуационных рейсов. Если до 31 декабря 2020 года эта сумма не будет погашена, то ее взыщут на основании исполнительной надписи нотариуса. При этом для взыскания суммы возмещения не требуется письменного признания гражданином своего долга.

Авиакомпания Трансавиаэкспорт. В сложившейся во всем мире сложной эпидемиологической обстановке, связанной с распространением вируса covid-19, самолеты авиакомпании принимают активное участие в доставке гуманитарных грузов. Основная категория грузов – медицинские, а именно тест-системы на выявление covid-19, а также средства индивидуальной защиты, такие как медицинские маски, перчатки, защитная одежда и другие необходимые товары медицинского назначения.

Как белорусские авиаперевозчики переживают последствия covid-19 3
Фото носит иллюстративный характер

Так, воздушное судно Boeing 747-329SF (EW-465TQ) задействованное в выполнении гуманитарных перевозок из Китая и Индии в страны Евросоюза, может взять на борт до 107 тонн груза. Также авиакомпания доставляет гуманитарную помощь в Беларусь и выполняет чартерные рейсы на доставку медицинских грузов в адрес белорусских компаний-импортеров. Спрос на чартерные грузовые рейсы значительно вырос.

Многие авиаперевозчики сейчас переделывают пассажирские самолеты под грузовые и возят грузы. Некоторые и на пассажирских сиденьях размещают грузы, но если сиденья снять, то места больше и можно больше груза взять на борт.